Комплекс Баухауза во многом способствовал дальнейшему развитию архитектуры. Образцами для подражания стали стеклянный экран мастерских, чередующиеся горизонтальные стеклянные и глухие полосы фасада учебного корпуса, сравнительно небольшие окна и толстые стены студенческого общежития.
Первые два корпуса предназначались для труда и занятий, третий для жилья. Главная причина работы в помещениях, а не под открытым небом заключается в превратностях погоды, поэтому если в здании можно получить тот же свет и простор, как под открытым небом, это следует признать большим преимуществом.
В большей степени это необходимо на фабриках и заводах, где разграничение внутреннего и внешнего пространства может быть сведено к минимуму, в меньшей — в зданиях универмагов, контор, школ и больниц, т. е. в соответствии с функциями каждого типа зданий.
В некоторых помещениях этого типа зданий необходима такая изолированность, которая не может быть получена материалами, пропускающими свет хотя бы отчасти, вроде матового стекла или стеклоблоков,- нужна изолированность, создаваемая совершенно непрозрачной стеной.
Для жилых зданий характерна интимность внутреннего пространства, и в густозаселенных районах ее можно достичь лишь непрозрачными наружными стенами. Конечно, при этом очень существенно правильное соотношение между окнами, которые должны давать свет в необходимом для жилого дома количестве, и стенами, обеспечивающими изоляцию от внешнего мира.
Характер архитектуры зданий
Особое положение занимают загородные и городские особняки, расположенные в зелени, где эти условия могут быть обеспечены окружающими здание деревьями и где возможны жилые комнаты, отделенные от веранды стеклянными экранами, а на верхних этажах такие же спальни.
Так как характер архитектуры зданий меняется в зависимости от их типов, я предлагаю в дальнейшем рассматривать архитектуру по типологическим признакам. В первую очередь будут рассмотрены промышленные сооружения, универмаги, общественные здания, школы и больницы.
Во вторую — многоэтажные жилые дома, особняки и виллы и в третью — разного рода здания, предназначенные для выставок и собраний, концертные залы, спортивные сооружения, театры и кино.
Каждый тип сооружений имеет особенности конструкций и освещения, в каждом из них «новая архитектура» проявила себя особенно ярко. В данной главе будут рассмотрены сооружения, при проектировании которых особое внимание уделялось логическому соответствию здания, его назначению и вопросам освещения.
В дальнейших главах будут рассмотрены и другие проблемы: архитектурная геометрия, сильно занимающая Ле Корбюзье и других архитекторов, архитектурная выразительность, имеющая большое значение в творчестве Мендельсона и т. д.