На рисунке Москвы, относящемся к началу XVI в., видно много деревянных однотипных домов, состоящих из двух срубов, объединенных сенями, имеющих нижний — подклетный этаж, с наружной лестницей и крыльцом. На другом рисунке, изображающем Москву в конце XVI в., можно видеть уже более разнообразные типы домов.
Трехчастная композиция жилого дома преобладает, наряду с общей двускатной кровлей встречаются и самостоятельные четырехскатные покрытия каждого сруба, крытые крыльца и лестницы, ведущие во второй жилой этаж дома. Некоторые дома имели и третий этаж с рублеными или каркасными стенами из брусьев, забранных тесом.
Хоромы богатых купцов Строгановых, построенные в Сольвычегодске в середине XVI в. и известные нам только по рисунку конца XVIII в., дают некоторое представление об архитектуре жилых хором высших слоев общества. Это сложный комплекс примыкающих друг к другу трехэтажных срубов с высокой башней на углу, покрытой «бочкой». Рядом с башней внутри хором располагались сени, куда со двора вела крытая лестница с крыльцом, покрытым нарядной шатровой кровлей. Над сенями, по-видимому, возвышался открытый бельведер, увенчанный также высоким шатром.
У нас нет достаточных данных для суждения о внутреннем устройстве древнерусских хором, обстановке и назначении различных помещений. Сохранившаяся опись царских хором в Коломне дает некоторое представление о сложном комплексе отдельных помещений — срубов, имевших различное бытовое назначение: приемные комнаты, спальные, столовая и ряд других помещений, соединенных между собой сенями и крытыми переходами.
Парадный архитектурный облик богатых хором, выделявший их среди однообразной рядовой жилой застройки, создавался причудливой формой кровель в виде шатров и бочек, нарядной отделкой крылец, башнями-«повалушами», высотой трехэтажных срубов, большим количеством оконных проемов со слюдяными «окончинами». В крестьянских избах, как и у городской бедноты, для сохранения тепла окна и двери делались небольших размеров, а вместо дорогой слюды узкие «волоковые» окна затягивались бычьим пузырем.
Частые и опустошительные пожары, уничтожавшие деревянную застройку, способствовали каменному строительству. Однако каменные жилые палаты наиболее богатых горожан первоначально, по-видимому, возводились только как парадные покои — для приема гостей и семейных торжеств, а их подклеты использовались как кладовые. Обычные жилые помещения — даже в царском дворце — вплоть до конца
XVII в. оставались деревянными. Наиболее ранние сведения о строительстве каменных жилых домов в Москве относятся к середине XV в.