По инициативе муниципалитета Болоньи был осуществлен обширный проект обновления центра, где эта проблема совершила качественный скачок. Для более подробного анализа ввели типологическую классификацию зданий, что помогло не только историческому исследованию городской структуры Болоньи и, следовательно, получению документа для возможных реставрационных работ, но и определению категорий зданий по их способности к функциональной трансформации. Например, монастырские ансамбли и дворцы с обширными внутренними дворами будут предназначены для коллективного пользования, дома, в зависимости от их исходной физической структуры, группируются на частные и т. н. совладельческие и т. п.
Вслед за экспериментом в Болоньи последовали подобные же попытки в Пезаро, Рамини, Брешия, а также в некоторых крупных городах. Однако в некоторых случаях возникали новые ограничения и препятствия. Например, в Риме типологическая классификация встретила серьезные трудности в связи с очень сложной исторической морфологией городской структуры. Остается открытым также вопрос о новом включении в жизнь уже ветшающего жилого фонда, особенно для больших городов — Венеции, Милана, Турина. Здесь выступают во всем своем драматизме отношения между децентрализованными и государственными решениями, техникой и возможностями восстанавливаемой структуры. Тут важно понимание функциональной задачи. Если, например, главенствующей проблемой является интегрирование в историческом центре дополнительного населения, то должна проводиться трансформация существующего жилого фонда, вплоть до его перестройки. Если же, напротив, приоритетным является сохранение существующего ансамбля, то бесполезно пытаться приспособить жилой фонд к современным нормам.
При реконструктивных работах есть опасность, что городские центры могут потерять естественность и превратиться в подобие макетов. Помощник мэра города Рима по делам исторического центра, известный архитектор Карло Аймонино пишет по этому поводу: Позитивный метод, определяющий проект для исторического центра, основанный исключительно на восстановлении структуры архитектурного наследия, может привести к тому, что реальный исторический центр явится макетом себя самого в натуральную величину. Например реальный исторический центр Римпнн станет тогда тем центром, который в студиях Чинечитта (киностудия в Риме) реконструировал Феллини на съемках Амаркорда.
В проектах по реконструкции центра Рима с новой силой поставлена проблема использования существующих городских структур и их модернизация. Исторический центр Рима находится в пределах стены Аврелия и условно делится на шесть основных частей: археологическую зону императорских форумов, административно-жилые районы Тестачо, Эсквилино, Фламинио. р-н Капитолийского холма с музеями и сектор обслуживания центра — район Прати. Древний Рим размещался на семи холмах (Капитолий, Палатин, Челио, Квиринале, Виминале, Эскливино, Авентино) и имел облик стихийно возникшего города. Создается впечатление, что центр Рима и сегодня хаотичен. Однако, внимательно изучая его, мы приходим к выводу, что этот план, формировавшийся веками, имеет свою градостроительно-архитектурную логику и отвечает строению рельефа. Холмы и глубокие долины заставляли искривлять городские улицы, направляя их в обход крутым подъемам и спускам. Традиционно в Риме всегда стремились к концентрации общественных сооружений. Императорские форумы по прошествии веков образовали группы общественных площадей, занимающих громадную территорию. Позже, в период средневековья и особенно барокко, на Марсовом поле создалась целая система площадей весьма различных по назначению и конфигурации. Нередки случаи, когда одно сооружение выходит на две или три площади. И сегодня для центра Рима характерно огромное количество площадей и торговых улиц, пространственно переходящих друг в друга, всегда многолюдных, пульсирующих ритмом жизни столичного города. Весьма важно непосредственное включение исторических и археологических памятников в его культурную жизнь. Они используются многофункционально и гибко. Например, оперные представления проходят в руинах терм Каракалы, кинопросмотры на Чирко Масеимо у подножия Палатинского холма, цирковые представления — на площадях Навона, Фарнезс, концерты на Капитолийском холме и т. д. Поэтому, говоря о развитии общественного центра Рима, власти города ставят вопрос о том, нужен ли вообще новый культурный центр городу, а если нужен, то где и какого типа?.
Как средоточие памятников античного искусства. Ренессанса и барокко, Италия стала благодатной средой для возникновения нового историзма, которому, начиная с 1970 года, следуют все более широкие круги архитекторов. Не случайно, что символическим ориентиром для них служит Рим, как вечный город, с его градостроительной традицией и множеством уникальных памятников архитектуры.
Проектирование для Рима, где невозможно не войти в соприкосновение с многовековым наследием, представляется идеалом профессиональной деятельности.