Подготовка архитектора на средневековом Востоке проходила в процессе практического ученичества, т. е. передачи опыта и мастерства на строительной площадке. Кроме того, познания приобретались по книгам, предназначавшимся для людей строительных специальностей.

Если практическое ученичество с малых лет могло быть явлением распространенным, даже единственным методом обучения ремеслам, то трактаты-пособия, рассчитанные на искусных мастеров, раскрывают другую сторону подготовки специалистов: преемственность теоретических знаний, развитие общекультурных представлений.

Целая глава монографии М. Булатова «Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв.» «Трактаты для зодчих» -посвящена разбору всех касающихся темы литературных памятников. Ссылаясь на эту и ряд других работ, мы вправе полагать, что в лице средневекового зодчего в отличие от простого ремесленника мы имеем дело с широко образованным, достаточно осведомленным во многих областях знания человеком.

И что особенно важно: профессиональное формирование зодчего в ту эпоху неотделимо, не мыслится без постижения идей традиционной философии. Эти идеи, органично вплетаясь в естественнонаучные представления, не могли не оказать своеобразного влияния на специфику профессионального мышления. Речь идет о том, что система подготовки предполагала, точнее, ориентировала сознание зодчего на интерпретацию в материале творчества бытующих представлений. Иного было не дано.

За последние годы возросло число работ, где делаются попытки выявить геометрические закономерности в аспекте художественных достоинств архитектуры Средней Азии. Достаточно, например, сослаться на монографию М. Булатова с подробной библиографией вопроса. Общая мысль, объединяющая все исследования этого направления, заключается в том, что применяемые зодчим «искусные геометрические приемы» свидетельствуют о высоком уровне математических познаний.

Средневековье на Востоке не оставило трудов по теории архитектуры, на которые с достоверностью можно было бы сослаться при изучении геометрических закономерностей. Поэтому столь важно замечание Аль Фараби об отнесении к разряду математических наук наряду с астрономией и музыкой «искусных геометрических приемов», т. е. основ зодчества.

Отнесение средневековой архитектуры к математическим наукам было подсказано практикой проектирования зданий на бумаге и перенесением проекта в натуру на строительной площадке, которые сводились к разного рода построениям оболочек куба, параллелепипеда, призмы,, цилиндра, конуса, полусферы и т. д.

О высоком уровне математики той поры можно судить по сохранившимся трактатам Аль Кинди, Фараби, Ибн-Сины и других ученых. Нам пока не удалось обнаружить прямого указания на понятие симметрии в их трудах. Более того, в текстах отсутствует самый термин «симметрия». Но мы часто встречаем у средневековых авторов такие термины, как «соответствие», «подобие», «родство», «равенство».

И, видимо, с точки зрения сегодняшних представлений о сущности симметрии, мы можем на основе этого обстоятельства предполагать самое бытование понятия симметрии, так сказать, в расчлененном виде. Основные темы трактатов по математике (теория параллельных, учение об иррациональных числах, математическое обоснование идей сферической геометрии Евклида и т. д.) разрабатываются учеными в терминах и категориях, входящих в понятие симметрии.

В связи с нашей темой следует отметить применение в геометрии понятия движения. Знаменитый математик XV в. Аль-Каши в работе «Ключ к арифметике» говорит, что форму купола можно получить вращением кривой вокруг оси. Это представление восходит к хорошо известному в мусульманской средневековой математике определению Евклида: «Сфера будет: если при неподвижности диаметра полукруга вращающийся полукруг снова вернется в то же самое (положение), из которого он начал двигаться, то охваченная фигура и есть сфера».

Заметим в качестве отступления, что мы далеки от мысли «навязывать» или переносить понятие симметрии, сформулированное современной наукой, на исторический материал. Но сама идея нашего исследования предполагает введение сопоставительного материала разных эпох, собранного вокруг одного стержня: феномена симметрии..

Тенденция средневековой математики к установлению и признанию все более сложных и тонких закономерностей в области абстрактных понятий оказывала влияние на развитие прикладной математики. «Книга о том, что необходимо ремесленнику из геометрических построении» наглядно показывает, как число и числовые отношения, преобразованные в формулы, становятся ключом симметричных преобразований фигур на плоскости.

На Среднем Востоке были хорошо известны труды древнегреческих авторов по геометрической статике. Геометрическая статика всецело относилась в архитектуре к равновесию, устойчивости, снижению центра тяжести сооружения. Стремление зодчих к равнопрочным конструкциям, к развитию центрических и симметричных композиций способствовало уравновешиванию частей здания и тем самым большой устойчивости сооружения в целом.

М. Булатов говорит о сознательной преднамеренности поисков архитектурных пропорций, которые подтверждаются источниками и некоторыми биографическими данными зодчих. Но сами по себе эти пропорции — геометрические, арифметические или модульные — еще не решают художественного качества произведения архитектуры. Они составляют своего рода научные «абстракции».