Архитектурными работами ежедневно восхищаются миллионы людей. Однако сами творцы остаются в значительной степени неизвестными. Такова судьба большинства архитекторов, но некоторым, поистине выдающимся, удается оторваться от шаблона. Фрэнк Ллойд Райт, умерший в 1959 году, был одним из них. Вот 7 интересных фактов из его жизни.

1. Как разозлить художника.

Независимо от возраста, опыта и сферы искусства – почти каждый художник слышит самозабвенно высказанные мнения о том, что его время прошло. То же самое произошло и с Райтом, который спустя годы после своей предполагаемой «профессиональной смерти» создал свои величайшие и до сих пор самые известные работы.

Когда критики и скептики решили, что он слишком стар или утратил потенциал, чтобы внести какой-либо значительный вклад в архитектуру, Райт спроектировал Fallingwater, уникальный дом в Пенсильвании, и – вероятно, его самую известную работу – здание музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.

2. Родители не должны выбирать будущее своих детей, но пример Фрэнка Ллойда Райта этому противоречит.

Когда родители выбирают будущее своих детей, это часто заканчивается катастрофой – и обычно приводит к обременению подрастающего поколения за счет собственных нереализованных амбиций. В случае с Фрэнком Ллойдом Райтом все было иначе – и все закончилось впечатляющим успехом.

Наибольшую поддержку будущий архитектор получил от матери, которая с самого начала считала, что «он рожден, чтобы строить великие дела». Именно поэтому она разместила фотографии самых известных проектов в детской комнате Райта, а когда его сверстники шли погонять мяч, юный Фрэнк играл с так называемыми Дарами Фребеля – развивающие игрушки, предназначенные для развития пространственного воображения.

3. Проклятие «эксклюзивного» пункта.

Положение о неконкуренции вызывает много споров. Можно понять доводы как его сторонников, так и противников, хотя обычно все аргументы заканчиваются бессмертным «это зависит от… (от отрасли, от времени, от ситуации)». В случае Райта спор закончился не «это зависит», а вежливым «пожалуйста…». Именно в юности он работал в Чикаго, обучаясь у другого великого архитектора Луиса Салливана. Когда мастер понял, что ученик подрабатывает, выполняя заказы на стороне, он с поистине архитектурной точностью показал ему, где находится дверь.

4. Уникальный архитектурный стиль.

Расставание с Салливаном осталось прежде всего формальностью, поскольку оба архитектора внесли значительный вклад в создание и развитие «стиля прерий», считавшегося первым истинно американским стилем архитектуры. Ранее построенные здания были результатом заимствования стилей из разных уголков мира. Между тем стиль прерий был оригинален – он предполагал использование натуральных материалов и предпочтение больших горизонтальных поверхностей. Еще одной отличительной чертой стиля, предпочитаемого Салливаном и Райтом, была гармония здания с ландшафтом, в котором оно должно было располагаться.

5. Те, кто говорит, что «невозможно позаботиться о каждой детали», никогда не добьются успеха.

Хотя Фрэнка Ллойда Райта помнят как одного из величайших пропагандистов стиля прерий, сам архитектор не чурался экспериментов, что отражается в его проектах – можно найти отсылки, например, к классической японской архитектуре. Независимо от стиля, в котором Райт создавал здания, все его проекты отличались исключительным вниманием к деталям. Американец не ограничивался только внешним обликом здания, а зачастую лично отвечал за мельчайшие детали помещений внутри – от освещения до мебели.

6. Как великий архитектор не ужился с великой актрисой.

Казалось бы, работать на известного и богатого человека – это мечта архитектора – да и любого другого художника. Уникальная возможность реализовать свои планы без каких-либо ограничений – дизайнерских или финансовых, и при этом получить огромную известность.

Так и должно было случиться на этот раз, когда Мэрилин Монро обратилась к Фрэнку Ллойду Райту с просьбой о проекте. Архитектор сразу согласился на сотрудничество и вскоре представил проект огромного дома, полного пространства и органических (негеометрических) форм, окруженного зеленью. Однако проект Райда не пришелся по вкусу Монро. Она нашла дом, спроектированный Райтом, слишком большим и слишком дорогим для «простой жизни», которую актриса вела с Артуром Миллером.

7. Резня в Талиесине – личная трагедия в доме Райтов.

Личная жизнь Фрэнка Ллойда Райта никогда не вызывала столько эмоций, как его профессиональные достижения. За одним исключением – событие, вошедшее в историю как «Талиесинская резня». Талиесин, штат Висконсин, представлял собой одноэтажный Г-образный дом и студию, которые архитектор спроектировал для себя. Он нанял несколько сотрудников, которые часто проводили там время со своими детьми. То же самое произошло и 15 августа 1914 года, когда Фрэнк Ллойд Райт находился в Чикаго.

Остальные рабочие обедали, когда один из них, Джулиан Карлтон, вооруженный канистрой с бензином и топором, поджег жилую часть здания. Тех, кто не погиб в огне, он убивал ударами топора. Тогда погибли семь человек, спастись удалось только двоим. Сразу после этого Карлтон попытался покончить жизнь самоубийством, но его спасли и отправили в тюрьму. Он умер там через несколько недель от голода — интоксикация не давала ему есть. Каковы были мотивы мужчины, неясно. Однако подозревается психическое заболевание, симптомы которого усилились из-за перспективы увольнения с работы.