Шри-Ланка, будучи островной страной, находилась под влиянием различных форм. Поскольку остров был основан в 3 г. до н. э., буддизм оказал значительное влияние на его архитектуру. Позднее иностранное влияние из Индии и Китая сыграло важную роль в формировании архитектуры города. Сочетание архитектурной истории, прославленного модернизма и растущей современной архитектуры делает архитектуру Шри-Ланки уникальной.
Древняя архитектура
Древняя архитектура Шри-Ланки была в основном религиозной, на нее повлияло более 25 буддийских монастырей. Архитектурные влияния Северной Индии очевидны в древней сингальской архитектуре. Многозначительно отмечается, что старинная архитектура региона отличается устойчивостью и экологичностью. Буддийская архитектура в Шри-Ланке варьируется от пещерных храмов , ступ, домов для медитации, небоскребов, дворцов, бассейнов, общественных залов и домов.
Пещеры в Дамбулле с дверями и окнами, кирпичными стенами и камнями были прекрасными примерами пещер Шри-Ланки. Штукатурка была белой и украшена прекрасными росписями. Ступы Шри-Ланки являются крупнейшими спроектированными и построенными кирпичными сооружениями досовременного мира. Они были сделаны из кирпича и оштукатурены смесью извести, глины, песка, гальки, морских ракушек, сахарного сиропа, яичных белков, кокосовой воды, растительного греха и т. Д. В период с 5 по 12 века.
Строительство домов для медитации было совершенством сингальской архитектуры. Он показывает сложные знания симметрии и геометрии в его планировании. Девятиэтажный Ловамахапая 3-го века был их самым ранним небоскребом. Руины показывают 49 рядов каменных столбов, в которых должно было быть 1000 комнат и 100 окон. Надстройка была сделана из дерева, которое сгорело во время пожара и несколько раз перестраивалось. Останки сегодня были от частичной реставрации в 1153-1186 годах нашей эры.
Следы больничной архитектуры видны в Михинтале и Полоннаруве , планы которых можно увидеть в Национальном музее Коломбо. В больнице были внутренний и внешний дворы с рядом камер. В них были туалеты, ванны и лечебная купальня. Корты обеспечивают естественную вентиляцию и циркуляцию воздуха внутри здания. Древние дома были сложены из кирпича, камня и известкового раствора, с черепичными крышами. В дверях и окнах виднелись ключи, замки, петли. Можно заметить небольшие кухни, складские помещения для риса и использование туалетов.
Колониальная архитектура
Колониальная архитектура Шри-Ланки испытала влияние португальцев, голландцев и британцев. Лишь несколько португальских архитектур сохранились, поскольку их период был недолгим и больше занимался коммерцией. Часть голландской архитектуры можно увидеть вместе с прибрежными районами Шри-Ланки. Форт Галле в старом городе Галле был построен голландцами и является одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие церкви, построенные голландцами, можно увидеть вместе с прибрежными районами Шри-Ланки.
Британскую колониальную архитектуру можно увидеть в некоторых частях Коломбо и форта Коломбо. Европейские архитектурные стили, такие как палладио, ренессанс, барокко, неоклассицизм, можно увидеть в важных правительственных зданиях.
Постколониальная архитектура
В постколониальной архитектуре Шри-Ланки участвовали самые влиятельные архитекторы, сформировавшие застроенную среду сегодняшней Шри-Ланки. Изучение модернизма и добавление культуры, контекста и традиций привело к тропическому модернизму. Стиль тропического модернизма оказал влияние на другие азиатские страны благодаря своим адаптивным дизайнерским решениям. Миннетт Де Сильва, Джеффри Бава , Валентайн Гуна Секара, Ульрик Плеснер — мы одни из архитекторов, сыгравших важную роль в формировании архитектуры Шри-Ланки в стиле тропического модернизма.
Миннетт Де Сильва, женщина-архитектор из Канди, исследовала современную региональную архитектуру, которая была вне времени и отвечала контексту и традициям страны. Учитывая климатические условия региона и реакцию на блики, солнце, дождь, ей больше нравился ветер. Философия регионалиста, такая как использование естественного света, более прозрачных пространств и циркуляции воздуха, была частью ее дизайна.
Сады и дворы были созданы с ощущением текучести и текучести между внутренним и внешним пространством. Она предвосхитила критическую региональную архитектуру международного модернизма, которая подтверждает региональную национальную культуру. Хотя она была модернистом, вдохновленным классической архитектурой Корбюза, ее подход отличался культурными различиями задолго до практики Бавы.
В 1940-х и 1950-х годах импортировались более дорогие строительные материалы, что побудило ее выбрать народные и местные материалы. Использование местных материалов было скорее экономическим, чем эстетическим аспектом. Частный дом был местом, где ее архитектурный стиль вошел и был исследован. Некоторые из ее ранних проектов включают дом Карунаратне, дом Пиериса, дом Амарасингхе, дом-близнец Кумарасвами, Центр искусств в Канди и так далее.
Джеффри Бава был одним из выдающихся архитекторов, исследовавших тропический модернизм в архитектуре. Бава вместе со своими партнерами в 1961 году подошел к региональной архитектуре, вдохновленной традиционными типологиями и методами. У него было сильное чувство пространственного качества. В ранний период у него был модернистский подход, затем он понял, что белая кубистическая архитектура не подходит для тропического климата. Это заставило его перейти к региональной архитектуре, переняв народный стиль и местные материалы.
Из-за ограничений на импорт со стороны правительства этот сдвиг проложил путь к эффективной и экономичной архитектуре, отвечающей климату и контексту. Его здания были естественно прохладными и устойчивыми, энергосберегающими и экономически выгодными еще до того, как были придуманы такие термины. В целом он спроектировал вневременные здания на Шри-Ланке после колониального господства.
Архитектура завтрашнего дня
Страна видела устойчивую и экологически чистую архитектуру еще до того, как были придуманы термины. Таким образом, будущее может быть достигнуто за счет уменьшения углеродного следа здания, такого как жилой дом Clear Point на окраине Коломбо.
На горизонте Шри-Ланки уже начали появляться высотные здания, отвечающие потребностям растущего населения. Вопрос на будущее будет заключаться в следующем: будет ли он поддерживаться устойчивым и реагировать на тропическую архитектуру? Или на него повлияет западная архитектура и глобализация?