Здание Биржи на стрелке Васильевского острова

Автор Биржи на стрелке Васильевского острова — Тома де Томон (придворный архитектор Александра I). Первый вариант проекта был составлен в 1801 г., однако пять раз отклонялся Академией художеств.

Эксперты — А. Воронихин и А. Захаров. В 1805 г. утвержден окончательный вариант, по которому здание построено. До Томона проект Биржи разрабатывал Д. Кваренги.

Он поставил здание под углом к оси Стрелки Васильевского острова, не выделив его положение среди других зданий; оно не стало центром окружающей территории.

После заключения экспертов Томон поставил Биржу строго по оси Стрелки, совпадающей с осью Невы. Выдвинул Стрелку на 120 м от линии естественного берега, создав облицованную гранитом насыпь правильной полукруглой формы.

Здание Биржи представляет собой вид дорического периптера (10 х 14 колонн), поставленного на высоком подиуме. Объем здания, перекрытый на два ската, вырастает из-за колоннады и раскрывается по торцам громадным полукружием арок.

На фоне проема арок вырисовывается скульптурная группа, поставленная на аттике колоннады. Симметрично зданию установлены две ростральные колонны. Нева превратилась в архитектурное связующее звено между Зимним дворцом, Петропавловской крепостью и Биржей, создала единый градостроительный ансамбль.

По проектам Томона построен парковый павильон в Павловске — храм-памятник «Супругу-благодетелю», театр в Одессе и мемориальная колонна в Полтаве.

Карл Иванович Росси (1777-1849) родился в России, учился в Петербурге, работал у архитектора Бренны на строительстве Павловского дворца и Михайловского замка. Период 1802- 1804 гг. провел с Бренной в Европе, изучая архитектуру Парижа и Рима.

С 1804 по 1815 г. работал над проектами в Москве и Твери. В 1816 г. был назначен главным архитектором Петербургского комитета для строений и гидравлических работ. Послевоенные годы (1816-1832) — самый яркий и активный период его творческой деятельности.

В 1818-1822 гг. он перестраивает жилой дом генерала Елагина, находившийся в усадьбе на Елагином острове. Ансамбль в результате работы К. Росси включал в себя дворец, оранжереи, кухонный и конюшенный корпуса.

Здание дворца поставлено на каменную террасу с чугунной решеткой и распашными лестницами, перед которыми — открытая поляна. Противоположный фасад обращен в парк с выходом к воде, что обусловило различные подходы к композиции. Она в объемных формах выделяет парадные залы, особенно подчеркивая овальный зал с куполом (фото 112).

Проектируя Михайловский дворец (1819-1825) для брата царя — Михаила, К. Росси перепланировал большую территорию в центре Петербурга: пробил новую (Михайловскую) улицу, связавшую Невский проспект с центром дворца, перед которым спроектировал площадь. По замыслу зодчего, к площади обращены фасады театров, филармонии, музея, что дало справедливое название — «Площадь искусств».

Дворец в плане — прямоугольное здание (100 х 40 м) с двумя узкими световыми дворами-колодцами. Парадные залы располагались по внешнему периметру, образуя кольцевые анфилады. Служебные и жилые комнаты для персонала — вокруг внутренних световых дворов, отделялись от парадной части дворца коридорами.

Главный фасад, обращенный к Невскому проспекту, представляет собой трехчастную композицию с ризалитами и колоннадой ордера, полпятого на аркаду первого этажа. Садовый фасад — гигантская лоджия между двумя ризалитами, с колоннадой и аттиком, увенчанным скульптурой.

Перед этим фасадом — открытая поляна Михайловского сада с павильоном-пристанью. С двух сторон поляна окружена плотными куртинами деревьев, которые по замыслу зодчего создавали иллюзию большого парка. В настоящее время Михайловский дворец — это великолепный Русский музей, гордость национального искусства.

Одновременно со строительством Михайловского ансамбля Карлу Росси было поручено на площади перед Зимним дворцом возвести два здания: Главного штаба и Министерства иностранных дел. Работа продолжалась с 1819 по 1829 г. К началу проектирования зданий была предопределена застройка площади: с одной стороны — Зимний дворец, с другой — полукруглая конфигурация площади, предложенная ранее Ю. М. Фельтеном.

Сохраняя доминантное значение дворца и конфигурацию площади, К. Росси нашел симметричное решение двух зданий, объединив их триумфальной аркой. Ось арки направлена на центр фасада Зимнего и создает при выходе на площадь великолепную картину.

Для осуществления этого замысла Росси перепланировал улицу Большую Морскую, которая проходила от Невского проспекта касательно к площади, и повернул ее системой арок на главную ось дворца.

Конструктивно задача решалась так: место поворота Б. Морской улицы к Дворцовой площади перекрыто двумя арками, сходящимися под углом, кессанированная арка выходит непосредственно на площадь.

Триумфальная арка закрепила главную ось Дворцовой площади и вновь построенных им зданий; она увенчана победной колесницей Славы, обращенной к Зимнему дворцу (фото 114). Вместе с зодчим над созданием ансамбля трудились и скульпторы В. И. Демут-Мачиновский и С. С. Пименов.

К. Росси, с уважением относясь к творчеству Б. Растрелли (Зимний дворец — в стиле барокко), спроектировал здание Главного штаба в стиле классицизма, современного своей эпохе. Он архитектурно уравновесил противоположные здания Зимнего и Главного штаба в качестве двух равнозначных частей целого, перенеся центр тяжести всей композиции на саму площадь, заставив работать ее пространство.

Установка монументальной Александровской колонны, закрепившей значение Дворцовой площади, явилась логическим завершением замысла Росси. Место установки колонны было предопределено им, но установлена она была позже по проекту и при активном участии архитектора О поста Монферрана.

Весь ансамбль Дворцовой площади — прекрасный образец синтеза архитектуры, градостроительства и скульптуры. Он высокохудожественно отражал пафос русского народа после победы 1812 г.