Этот идеальный дом для отдыха середины века положил начало карьере блестящего американского архитектора.
В 1935 году некоторые думали, что с Фрэнком Ллойдом Райтом покончено. В последний раз великий американский архитектор завершил строительство в 1929 году по заказу своего двоюродного брата. Он уже написал свою автобиографию. Великая депрессия снизила спрос на новые постройки, что привело многих к выводу, что этот пионер американского модернизма, как выразился американский историк архитектуры Джозеф Коннорс, «указал путь к земле обетованной, куда он сам никогда не войдет».
Однако Райт не был полностью закончен. В 1932 году Райт учредил Taliesin Fellowship, своего рода программу ученичества с работой, проводимую в его удаленной студии в Висконсине. В 1934 году в школу поступил 24-летний студент-художник Эдгар Кауфманн-младший.
Падающая вода Фрэнка Ллойда Райта
Кауфманн был сыном магната питтсбургского универмага, и после того, как его сын начал заниматься практикой Райта, Кауфманн-старший обратился к архитектору с просьбой спроектировать новый семейный летний дом в загородном поместье Кауфманна в Аппалачах в западной Пенсильвании.
Земля входила в портфолио универмага и использовалась как Кауфманами, так и сотрудниками универмага в качестве лагеря для отдыха. Однако в 1933 году семья приобрела личную собственность и решила обновить ветхие постройки на участке.
В особенности Кауфманнам понравился водопад, протекавший через это место; этот ручей с бурной водой, Медвежий Бег, является пятимильным притоком реки Югиогени, и семья надеялась подчеркнуть его особенность в своем новом доме.
Внутри падающей воды
Райт принял заказ, посетил это место в декабре 1934 года и приступил к проекту. Однако в течение следующих девяти месяцев он не нарисовал ни одного рисунка, пока в его студию не позвонил г-н Кауфманн и не сообщил о неожиданном визите. За два часа, которые потребовались его клиенту, чтобы доехать до мастерской Райта, архитектор-ветеран набросал довольно четкие планы дома прямо на месте, используя разноцветные карандаши для обозначения разных этажей. Схемы, по мнению Кауфмана, были немного обрывочными, но он одобрил планы.
Это тем более примечательно, что магнат универмага предполагал, что его дом будет смотреть на водопады, а не располагаться над ними. Однако Кауфманн был покорен аргументом Райта о том, что дом позволит водопаду стать неотъемлемой частью их жизни, и они смогут постоянно слышать падающую воду, находясь внутри жилища.
Что не менее впечатляет, так это то, насколько близко этот быстрый проект соответствовал окончательному зданию. Первоначальные чертежи были более или менее реализованы в Bear Run, что побудило архитектурного критика и исследователя Райта отметить, что Fallingwater был «задуман с потрясающей завершенностью».
Как здание Fallingwater сильно отличается от более ранних работ Райта. В его прежних домах нет витражей и красивой деревянной отделки. Это трехэтажное здание из стали, стекла, песчаника и железобетона имеет такие строгие, четкие линии, что многие считают его ответом Райта на зарождающийся международный стиль Мис ван дер Роэ и компании.
Райт отрицал это, указывая на то, что этот квадратный дом, образованный из пересекающихся плоскостей, не так уж сильно отличался от стиля прерий, который он вел в течение первых нескольких десятилетий 20 -го века. Нависающие террасы площадью 2445 кв. футов вписываются в ландшафт так же, как и более ранние дома Райта, в то время как интерьер площадью 2885 кв. футов с красивыми угловыми окнами, открытыми пространствами и каменным полом, натертым воском, чтобы напоминать полированные речные камни, обеспечивает как убежище от мира природы, так и взаимодействие с ним.
Действительно, самым замечательным аспектом дома является то, насколько искусственное сооружение так точно вписывается в естественную среду. Если смотреть с реки, кажется, что дом, по словам автора Роберта Маккартера, «вырос из земли и стоит на свету».
«Природная обстановка настолько интегрирована в дом, что, занимая его, нам постоянно напоминает о том, где мы находимся, звук водопада», — пишет Маккартер. «Поток пространства и движение внутри и снаружи этажей и террас придает дому ощущение убежища, в то время как виды и солнечный свет обрамлены стальными окнами, которые действуют как пространственные сети или паутины, подобные плетению витражей в более ранних домах Райта.»
Фоллингуотер вовсе не положил конец карьере Райта, а начал новый этап в его профессиональной жизни; Райт дожил до 92 лет и построил еще сотни зданий, в том числе музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Тем не менее, хотя это здание знаменует собой изменение в практике архитектора — особенно в его новаторском использовании бетона, который в то время считался инженерами-консультантами опасно современным — дом заслуживает своего места в истории архитектуры не только потому, что своей исторической важности, но и благодаря своему несомненному совершенству.
Дом, открытый для посетителей, был назван в 1991 году Американским институтом архитекторов лучшим произведением американской архитектуры всех времен. Доказательство того, что, несмотря на всю визуализацию САПР и время, затраченное на чертежный стол, вы действительно не можете превзойти творческие силы одного гения, когда дело доходит до создания действительно уникального здания.