Мечеть Селимие вошла в историю мировой архитектуры как самое выдающееся произведение турецкого зодчества, в котором ярко проявились постепенно складывавшиеся национальные черты. Она служила образцом для последующих сооружений самого Синана и архитекторов XVII— XVIII вв.
Медресе конца XV—XVI вв. строились, как правило, по типу ранних османских в Бурсе с худжрами по периметру или с трех сторон открытого двора и дарсханой, часто выступающей из прямоугольного абриса плана. Таково медресе Баязида II в Стамбуле (XVI в.). Особенно следует отметить создание в тот период больших ансамблей медресе с продуманной планировкой, возводившихся обычно около крупных мечетей. Они включали общеобразовательные и специальные учебные заведения (например медицинские): медресе, больницы — шифайе, странноприимные дома — имарет.
В Эдирне подобный комплекс возник у мечети Баязида II. Рядом с медицинской школой — типичным по плану медресе — находится психиатрическая больница своеобразной планировки. Она состоит из трех частей. Первая — большой прямоугольный двор, по одной из продольных сторон которого проходила арочная галерея с расположенными за ней комнатами типа худжр; в центре торцовой стороны во двор открывался айван, дверь из него вела в следующий небольшой внутренний двор, обстроенный купольными помещениями. К нему примыкало шестигранное здание; его центральную часть занимал большой зал с бассейном в середине. Стены за* ла и его полусферический купол со световым фонарем возвышались над остальными помещениями больницы, создавая традиционный для турецких медресе и мечетей силуэт сооружения с асимметричным расположением большой и высокой купольной части. В то же время план здания оригинален и впоследствии не повторялся.
Большой комплекс учебных зданий, своеобразный университетский городок, с симметричной геометрической планировкой, был возведен в Стамбуле вокруг мечети Фатих. В него входили 16 медресе с купольными дарсхана и 230 комнатами, школа, библиотека, больница, странноприимный дом и рынок. В настоящее время после реставрации и переоборудования медресе служат студенческими общежитиями. По такому же плану была выстроена группа медресе у мечети Сулейма- ние в Стамбуле.
Образцом для мавзолеев XVI в. служил Зеленый мавзолей в Бурсе. Многие из них в Стамбуле были построены Синаном: Хюс- рев-паши, Заль-Махмуда-паши, Шехзаде Мехмеда, Хайр-ед-Дина Барбароссы, Сулеймана, все восьмигранные в плане, но разнообразные по архитектуре. Строгость форм, простота и скупость декора отличают мавзолей Хайр-ед-Дина; оригинален внешний облик гробницы Мехмеда. Это восьмигранное сооружение перекрыто не свойственным для Турции ребристым куполом на таком же невысоком барабане. Четыре окна с майоликовыми вставками над ними, венчающий здание сталактитовый карниз с акротериями, необычная форма купола придают мавзолею особую декоративность.
Особенно торжествен и монументален мавзолей султана Сулеймана (1559— 1560 гг.), в архитектуру которого Синан вводит характерные для мечети детали: восьмигранное здание с полусферическим куполом окружено низкой арочной галереей на колоннах, стрельчатые окна в верхней части стен тройные и объединены аркой. Сдержан декор облицованных камнем фасадов, расчлененных слегка выступающими тягами и завершенных узким сталактитовым карнизом с акротериями по верху. Необычность архитектуре мавзолея придает галерея, небольшие арки которой по традиции сложены из черного и белого мрамора.
Контрастом внешнему облику звучит интерьер гробницы с пышным декором,
росписью и изразцами. Восемь поставленных в углах колонн из полированного мрамора и порфира со сталактитовыми капителями поддерживают стрельчатые арки, на которые опирается купол. Его поверхность расписана медальонами с растительным узором, сплетающимся в единую орнаментальную сетку. Облицовка арок выполнена из вставок белого и черного мрамора, образующих волнистые полосы. Стены покрыты майоликовыми панно с тонкими растительными орнаментами, обрамленными поверху синим фризом с надписями. Надгробия султана и его детей в центре зала окружены решеткой из орехового дерева с перламутровой инкрустацией. Мягкий свет струится сквозь цветные остекления окон.
Нарядностью архитектурных форм, насыщенностью декора, орнаментики и цвета интерьер мавзолея отличается от ранее построенных гробниц; здесь нашел яркое выражение парадный монументальный стиль XVI в., во всем блеске представленный мечетями Синана.
XVI в. — период расцвета зодчества Турции. В это время были созданы наиболее выдающиеся сооружения, которые позволяют говорить о турецкой национальной архитектурной школе. Для внешнего облика монументальных мечетей, медресе, больниц характерно сочетание высокого купольного зала с предворяющим его низким объемом здания. Залы большей частью имеют многоступенчатую объемную композицию, полную динамики и ритма. Просторные интерьеры, перекрытые куполом на колоннах, освещаются десятками расположенных в несколько ярусов окон с цветным остеклением. Декор фасадов сдержан: облицовка гладкими плитками камня оживлена лишь небольшими вставками из резного камня и майолик на порталах и наличниках окон. В основном убранство сосредоточено в интерьере, где широко использовалось сочетание темных и светлых тонов камня для арок, многоцветные майолики со сложными растительными мотивами. Обилие колонн, цвета и света создавало настроение торжественности.
На масштабе строительства XVII в. и архитектуре Турции отразилось начавшееся в то время ухудшение общеполитического и экономического положения страны. Гражданское строительство, широко развернувшееся в конце XV—XVI вв., в этот период намного сокращается. Ослабление торговли свело к минимуму сооружение больших ханов, араста и бедестанов.
Из возведенных в XVII в. наиболее крупные Везирь-хан (1647 г.) и Буйюк- Валиде-хан (1650 г.) в Стамбуле, Айше- Кадын в Эдирне (1609 г.). Буйюк-Валиде- хан, построенный из каменных блоков и булыжника, включает три двора с галереями перед худжрами; во втором стояла небольшая мечеть. Хан Айше-Кадын, возведенный архитекторами Мехмедом-агой Се- дефкером и Хаджи Шабаном Эдирнели, планировкой и обликом повторяет более ранние. Бедестан в Нигде (XVII в.) —это скромный провинциальный рынок, построенный по типу араста.