В XVI в. с увеличением территории Османской империи, ростом ее военной и экономической мощи расширяется строительство как гражданских, так и культовых
сооружений. Особенно интенсивно застраивался Стамбул, ставший столицей государства. В конце XV в. ряд церквей, включая и собор св. Софии, приспосабливается там в мечети, но затем начинают возводиться новые, строятся караван-сараи, дворцы, рынки, бани.
С расширением торговли караван-сараи и бедестаны превращаются в огромные сооружения, а иногда образуют целые комплексы зданий, объединенных торговыми рядами— араста. Однако помимо увеличения размеров, ханы, построенные в период расцвета Османской империи, планом и архитектурой повторяют более ранние. Таков, например, Куршунлу-хан (1560 г.) в Гала- те, имеющий сильно вытянутый прямоугольный план, с узким небольшим двором (8,25×4,7 м) на продольной оси.
Только Ени-хан, построенный в конце XVI — начале XVII в. на дороге между То- катом и Сивасом, не похож на все более ранние сельджукские и османские караван- сараи. Он квадратный в плане и включает улицу шириной в 7,5 ж, которая делила его на две части — северную и южную. Вдоль стен, выходивших на эту улицу, располагались лавки, оформленные аркадами, а высокие порталы в центре вели в помещения. Северная часть, предназначавшаяся для отдыха людей, перекрыта плоской кровлей на столбах; здесь не было худжр, а по периметру стен устроены скамьи. В южной половине находились баня, мечеть и помещение для скота и повозок. Въездные ворота на двух концах улицы образовывали выступы на фасадах. Ени- хан интересен как образец провинциального сооружения, которое выполняло функции рынка и караван-сарая. До наших дней сохранились лишь его руины.
Этот тип плана был повторен в хане Окюз Мехмеда-паши в Улукышла (1619 г.).
Очень своеобразен бедестан Али-паши в Эдирне, построенный в 1560 г. выдающимся турецким архитектором Код- жа Синаном. В отличие от предшествующих многокупольных рынков, он построен по типу крытых торговых рядов — араста, в виде очень вытянутого здания длиной в 300 м. Лавки располагались по обе стороны центрального коридора, в который вело шесть входов.
Заметное влияние этого бедестана чувствуется в подобном сооружении XVI в. — араста Селимие в Эдирне архитектора Да- вуд-аги.
В Стамбуле недалеко от бедестана, построенного в конце XV в. при Мехмеде II, в первой половине XVI в. был сооружен традиционный по плану рынок с двадцатью куполами. Эти два бедестана стали основой стамбульского рынка площадью 30 700 м2 с многочисленными араста, площадями, фонтанами, мечетями, ханами, магазинами.
Баня Ени-Каплыджа в Бурсе (1520— 1566 гг.) состоит из трех помещений — раздевальни, залов для отдыха и мытья. Последний, восьмигранный зал, перекрытый куполом, с каждой стороны имеет прямоугольную нишу. Свет проникает сквозь небольшие отверстия, устроенные в перекрытии.
Большинство стамбульских бань — с двумя отделениями, мужским и женским, помещения которых расположены симметрично продольной, оси. Таковы бани Бая- зида (1501 г.) и построенные Коджа Сина- ном Чинили (1545 г.) и Михриман (XVI в.). В банях Хасеки (1556 г.) Синан по-новому решает план здания — в виде вытянутого прямоугольника с симметрично расположенными относительно поперечной оси помещениями мужского и женского отделения. Залы для мытья — восьмиугольные, с четырьмя нишами и дополнительными угловыми комнатами, перекрытые куполами.
Здание сложено из кирпича, чередующегося с камнем. Торцовые фасады оформлены арочными портиками. Квадратные залы раздевален высотой в два этажа освещаются двумя рядами окон. Интересен силуэт бань, состоящих из приставленных друг к другу квадратных объемов, перекрытых куполами; низкая средняя часть сооружения, занятая помещениями для отдыха и мытья, как бы уравновешивается входными портиками такой же высоты.
В Стамбуле продолжалась застройка ансамбля Нового дворца Мехмеда. Там постепенно сложился комплекс, получивший в XVIII в. название Топ-Капу. Основная его планировка определилась уже в XVI в., но застраивался он вплоть до XIX в.. Топ-Капу находится в живописном месте на стрелке Босфора и Золотого Рога. Он занимает огромную территорию, окруженную стеной и разделенную на несколько последовательно расположенных обширных дворов. Главные ворота с площади, на которой возвышается собор св. Софии, ведут в первый самый большой двор. Раньше он был засажен фруктовыми садами, где разводилась дичь для царской охоты, и частично огородами, поставлявшими продукты для дворца, а теперь превращен в европейский по типу парк с платанами и кипарисами.
Внутренняя стена с двумя башнями у входных ворот отделяет эту территорию от второго двора, в северной части которого стоит увенчанное башней здание старого дивана — тронного зала. Вдоль юго-восточной стороны тянутся выстроенные Коджой Синаном помещения кухни с купольной галереей на фасаде. Противоположная от входа сторона замыкается аркадой галереи. Ворота в ее центре ведут в третий главный двор, служивший для дворцовых церемоний. Сразу против входа стоит павильонного типа здание нового дивана для официальных приемов, а за ним — библиотека султана Ахмеда III с собраниями редких рукописей. Двор окружен колоннадой, за которой с юго-востока находилась императорская сокровищница, где хранились драгоценные реликвии и произведения искусства. С северо-запада к этому двору примыкает несколько хаотичная застройка гарема с многочисленными комнатами, коридорами, внутренними двориками. Замыкает дворцовый комплекс территория, где среди спускающихся террасами садов и цветников разбросаны павильонные постройки и фонтаны.
Расцвет турецкого зодчества, утверждение самобытности ярко проявились в культовых зданиях XVI в., особенно в мечетях.