Мавзолеи, получившие в Турции название тюрбе, имеют часто по сельджукским традициям многоугольные планы, однако строились и квадратные, но в их внешнем облике все больше проявляются новые специфические местные черты.

Тюрбе Чандарли Хайреддин-паши (1379 г.) в Изнике — самая ранняя из сохранившихся турецких гробниц. Она состоит из двух разных по площади, квадратных в плане помещений, каждое перекрыто полусферическим куполом на многогранном барабане. Переход к куполу в первом большом зале смягчен фризом из треугольных призм. Кладка здания выполнена из чередующихся рядов кирпича и каменных блоков. Мавзолей приземист,- тяжел.

В композиции главного фасада и интерьера своеобразно трактуется симметрия: чтобы вход, оформленный небольшим колонным портиком, находился в центре, его пришлось устроить в угловой части большого помещения, а расположенное рядом окно сдвинуть с оси. В интерьере симметричны не противоположные, а смежные стены.

Во внешнем облике, как и в технике строительства, ощутимо влияние византийской архитектуры: фасад украшен двумя слегка выступающими из плоскости полуциркульными арками, применены полусферические купола, портик с колоннами.

В Зеленом (Иешиль) мавзолее Челеби Султан Мехмеда (1421г. )в Бурсе, одном из выдающихся произведений архитектуры Турции раннего периода, намечается новое осмысление наследия сельджукского зодчества. Он построен по типу башенных мавзолеев восьмигранным, высотой 22,17 м. Однако завершение решено по-новому: как и в мечетях того времени слегка стрельчатый купол поставлен на восьмигранный барабан немного меньшего периметра, чем основной объем здания.

Внешние стены оформлены большой декоративной стрельчатой с плечиками аркой из камня, из него же выполнены тяги по углам и вверху стен, наличники окон, стройный входной портал, ниша которого завершена майоликовыми сталактитами. Окна, прорезанные в стенах и подкупольном барабане, освещают высокий светлый зал с надгробиями на полу. Под ним находится склеп, перекрытый низким сводом.

Название свое гробница получила за обилие изразцового убора: стены снаружи и в интерьере на высоту 3 м облицованы темно-зелеными плитками; проемы окон, арки на фасаде обведены майоликовыми бордюрами; над окнами помещены вставки с надписями. Особенно пышно украшены многоцветными изразцами с тончайшими орнаментами михраб, надгробие Челеби Мехмеда и ограждение вокруг него, выполненные Мехмедом Меджнуном.

Несмотря на традиционную сельджукскую схему, внешний облик мавзолея отличается оригинальностью, проявлением новых специфических черт. Изменился силуэт благодаря перекрытию; здание состоит как бы из двух уменьшающихся объемов: над восьмигранником возвышается массивный барабан, плавно завершенный небольшим куполом. Портал слегка вынесен из плоскости стены, он гладкий, без пышной резьбы. В облицовке щедро применена глазурь, хотя еще по сельджукской традиции ребра здания подчеркиваются каменными тягами. Архитектура гробницы, отличающаяся хорошими пропорциями, оказала большое влияние на последующее мемориальное зодчество Турции.

В Бурсе находится целый комплекс построенных из кирпича и камня мавзолеев членов семьи Мурада II и его приближенных. Наиболее интересный и оригинальный из них — тюрбе самого правителя, выстроенный в 1451 г.. В приземистое квадратное в плане здание, на фасадах которого кладка никак не обработана, ведет небольшой портал с севера. Только центральная часть большого зала, где лежит надгробие, перекрыта куполом на барабане, опирающемся через арки на столбы и колонны. Переход к барабану осуществлен с помощью сталактитовых тромпов. Небольшое квадратное купольное помещение с востока пристроено позже.

В период становления Османского государства в его архитектуре еще сильны традиции, воспринятые от зодчества сельджуков. Это проявляется и в планировке некоторых типов сооружений — мавзолеях, мечетях, караван-сараях, хотя уже они приобретают некоторые местные черты. Однако во внешнем облике сооружений, в их интерьерах новое, национальное проявляется с большей силой, несмотря на использование еще отдельных сельджукских и византийских архитектурных деталей. Известное влияние оказало и зодчество Азербайджана, а также Армении, чьи строители и керамисты работали в Турции. Постепенно развиваясь, обогащаясь культурными влияниями других стран, османская архитектура приобретала все большую специфичность и самостоятельность.