Одна из ранних мечетей — Орхан-бея в Бурсе возведена в 1339 г., в в 1417 г. она подверглась переделке. Восприняв от сельджуков тип крытой куполом мечети, турки усложнили план. Весь северный главный фасад занят купольной арочной галереей, откуда двери ведут в небольшой вестибюль. Из него попадали в прямоугольный зал, вытянутый по оси север — юг и разделенный аркой на две части, каждая из которых была перекрыта куполом. Пол южной половины зала, где находится михраб- ная ниша, приподнят на три ступени. Широкие арочные проемы из северной части зала ведут в расположенные справа и слева от него комнаты, предназначенные для ка- зия (судьи). Интересно, что мечеть совмещала религиозные и гражданские функции.
Зеленая мечеть (йешиль-джами) в Из- нике (1379—1393 гг.), построенная архитектором Ходжи сыном Мусы, имеет несколько упрощенный план и состоит из зала и входной галереи. Галерея раскрывается на северный фасад тремя стрельчатыми проемами, из которых высокий центральный служит входом, а боковые решены как огромные окна. Арки опираются на античные колонны; их сталактитовые капители сделаны заново. В центральную арку вписан прямоугольный каменный портал с резными сталактитами, обрамляющими дверной проем. Такое решение, встречавшееся и в сельджукских медресе, придает своеобразие архитектуре фасада, так же как и непривычное сочетание прямоугольного проема со стрельчатой аркой.
Прямоугольный зал мечети разделен на две части: южная, квадратная, где находится михраб, перекрыта куполом на 12- гранном барабане. Северная часть решена как сводчатая галерея. Две массивные колонны, на которые опираются арки, отделяют ее от подкупольного пространства. Если интерьер мечети Орхан-бея тонул в полумраке, то здесь он хорошо освещен. Окна расположены в два ряда в каждой из стен, включая и южную михрабную. Такое двухъярусное устройство окон станет впоследствии характерным для архитектуры Бурсы.
Над северо-западным углом зала мечети возвышается минарет; он цилиндрический, невысокий и состоит из двух частей: массивной нижней, с тяжелым сталактитовым карнизом с балкончиком и более тонкой, с шатровым навершием.
Для облицовки мечети уже применен камень — серый известняк на фасадах, белый мрамор и розовый конгломерат в интерьерах, белый мрамор на основании минарета, и только его ствол облицован глазурованными синими, зелеными и бирюзовыми кирпичами. Глазурь, пока еще робко введенная небольшим пятном только во внешнем облике, вскоре займет преимущественное положение в интерьерах.
Композиция и план мечети Орхан-бея повторены с небольшими изменениями в Зеленой мечети (Йешиль-джами) в Бурсе,
построенной в 1413—1421 гг. архитектором Ходжи Ивазом. В ней несколько иная планировка вестибюля, над которым устроена открывающаяся в зал лоджця для правителя. Боковые помещения увеличены. Входная галерея не была достроена. Купол над северо-западной частью, примыкающей к вестибюлю, со световым фонарем, а под ним в полу устроен мраморный бассейн с фонтаном, который станет неотъемлемым элементом турецких мечетей. Переход от стен к куполам в интерьере смягчается полигональным рельефным карнизом, характерным для турецкого зодчества.
Гладкие, облицованные тесаным камнем фасады расчленены окнами, наличники которых покрыты кружевом резного орнамента. Особенно пышно, в сельджукских
традициях, украшен растительным узором и надписями каменный входной портал со сталактитовым сводом, выполненным мастером Ильяс-Али оглу Али. Купола мечети, стены в интерьере на высоту 3 м, лоджия правителя и грандиозный 10-метровый ми- храб облицованы майоликой мастером Мех- медом Меджнуном.
Улу-джами в Бурсе (1394—1399 гг.)— мечеть с многокупольным покрытием. Просторное помещение (48,63X X45,48 м) разделено тремя рядами колонн на квадраты; каждый из них перекрыт небольшим куполом, кроме второго от входа, где устроен фонтан. Купола поставлены на восьмигранные опорные барабаны, прорезанные оконными проемами.
Снаружи мечеть массивна; в композиции преобладает горизонтальность. Множество куполов, небольших и невысоких как бы создают второй горизонтальный объем. Купол над главным вхбдом хотя слегка и возвышается над.другими, однако не дает силуэту высотного акцента. А невысокие минареты, замыкающие главный фасад, еще больше подчеркивают протяженность здания.
Композиция интерьера отражена на фасадах, которые членятся широкими пилястрами, соединенными большими, слегка выступающими арками. Интересно сочетание на фасадах чисто турецких и византийских элементов — портальной ниши главного входа со специфическим сталактитовым конусообразным завершением с окнами, расположенными по-византийски попарно, в два яруса в каждой арке.
Этот же тип повторен в мечети Эски- джами в Эдирне (1403—1413 гг). Только по главному фасаду проходит галерея, как в мечетях Орхан-бея и Зеленой, а зал перекрыт девятью куполами на четырех столбах; слегка возвышающийся над другими купол у входа — со световым фонарем.
Мечеть Уч-Шерефели в Эдирне (1437— 1447 гг.) продолжает и развивает традиционный тип мечетей, в которых молитвенному залу предшествует обширный двор. Это величественное сооружение площадью 66,5X64,5 м состоит из вытянутого по оси запад — восток зала и обширного двора, примыкающего к северному фасаду. Фасады из тесаного камня прорезаны двумя рядами окон; входные порталы украшены вязью резных по камню надписей.
Оригинальны конструкции перекрытия зала — над его центральной частью возвышается купол диаметром 24 м на опорном барабане, прорезанном двенадцатью окнами. Он покоится на шести арках, опирающихся на столбы — два шестигранных в центре и четыре пристенных. Боковые части зала перекрыты двумя малыми куполами. Арки, которые их держат, погашают распор большого купола так же, как и два контрфорса на фасаде по обе стороны мих- раба.
Двор опоясывают аркады купольных галерей, а по углам возвышаются по-новому трактованные, очень стройные минареты с неповторяющейся облицовкой, играющие большую роль в силуэте здания. У северного фасада они двухъярусные, северо-восточный — трехъярусный, а четвертый, высотой 67 ж, состоит из четырех ярусов, разделенных тремя балконами (отсюда и название мечети — «с тремя балконами»). В центре двора устроен фонтан.
Интересное цветовое решение арок галерей из чередующихся блоков темного и светлого камня в дальнейшем станет традиционным для турецкой архитектуры.
Двор по площади больше зала мечети, но его протяженность не доминирует в композиции. Зал и примыкающая к нему галерея одной высоты и выглядят единым массивным объемом, основным в силуэте здания. Значение этой части подчеркнуто и минаретами, более высокими, чем закрепляющие углы галерей.