Готические храмы Европы возводились преимущественно из серых и коричневых известняков, песчаников различных оттенков. Грандиозные сооружения с течением времени приобретали темно-серый оттенок, позднее становились почти черными.
Купольные венчания и крыши храмов покрывались серым шифером, иногда — цветной черепицей, а чаще — медными листами, которые со временем окислялись и приобретали ярко-зеленую окраску.
Сочетание темно-серого и ярко-зеленого цветов, известное многим европейским городам, контрастировало с черно-белой графикой фахверковых домов, их красными черепичными и черными шиферными крышами, возвышалось над серой массой оштукатуренных строений, создающих мозаичный нижний ярус цветового поля города.
Во Фландрии, на севере Европы, в городах Балтики доминировали кирпич и клинкер. Появилась немецкая кирпичная готика. Ажурные формы готических храмов, вышедшие из-под резца каменотесов, имитировались немецкими мастерами в кирпиче.
Сложная пластика и детали выполнялись из профильного кирпича. Коричнево-красные доминанты северных городов Германии имели белые оштукатуренные поверхности. Контраст кирпича и белой штукатурки отчасти распространялся и на жилые дома горожан. Образец такой средневековой кирпичной готики представляет костел Святой Анны в Вильнюсе, небольшой, изысканный в деталях готический собор.
В Италии, обладающей карьерами мраморов и туфов, готические постройки облицовывались светлым камнем, как, например, соборный ансамбль в Пизе. Многие церкви имели горизонтальные полосы из серого и белого мрамора. В отличие от мрачных доминант немецких городов готические соборы Италии представляют собой светлые вертикали.
Хотя готика и не внесла в европейские города значительных ярких цветовых масс (не считая отдельных деталей храмов), акценты ее соборов — светлых, темно-серых или кирпично-красных — на долгие годы стали цветовыми доминантами городов средневековья, определившими двучастность цветовой структуры города: крупная масса локального цвета собора, мелкая цветовая дробь застройки.
Цветовая эволюция готических городов совершалась почти незаметно. Многоцветие еще не выплеснулось из интерьеров соборов в пространство города. Это предстояло совершить последующим столетиям.