Запретный город

В XIII в. Пекин был разграблен воинами Чингисхана. Затем монгольский правитель Кублайхан сделал город своей зимней резиденцией. Однако времена владычества монголов прошли.

В начале XV в. китайский император Чжу Ди из династии Мин перенес в Пекин столицу своей Поднебесной империи. В ее центре благодаря невероятным усилиям в короткие сроки были воздвигнуты 10-метровые пурпурно-красные стены.

Они ограждали от взглядов посторонних построенный внутри Гугун — Запретный город. В представлении просвещенных китайцев того времени он был не только центром их государства, но и всего мира. Главные строительные работы по возведению Запретного города были завершены к 1420 г.

Вход обычным людям на эту территорию был строжайше запрещен. Внутри могли находиться только сам император, члены его семьи и приближенные. Строгие правила регламентированной жизни в его резиденции должны были олицетворять стабильность и порядок в государстве.

Запретный город постепенно достраивался и изменялся. Своего великолепия он достиг в XVIII в. Запретный город считается самым крупным дворцовым комплексом в мире. Он стал первым из китайских объектов, занесенных

Запретный город послужил резиденцией для 24 китайских императоров. Б плане он представляет собой почти квадрат; в рамках религии даосизма это символ бесконечной Вселенной. Не случайно такую же форму имеют шахматы и игра Го. фасады всех главных зданий Запретного города обращены к югу — намек на враждебные силы, грозящие империи с севера.

За главными южными воротами Вумен расположен обширный внутренний двор, на котором для регулярных инспекций императора строились войска и обитатели Запретного города. Через пересекающую город Золотую речку перекинуты пять мостов — символов добродетелей. Главный мост расположен неподалеку от южного входа в Запретный город. Далее — еще один двор, вмещающий до 20 тысяч человек.

ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества. Это знаменательное событие произошло относительно недавно — в 1987 г.

В окраске запретного города доминируют желтые и красные оттенки. Такая палитра неслучайна. В Древнем Китае красный цвет ассоциировался с богатством и почтением. Желтый же был цветом земли — центра мироздания — и считался цветом императора. Единственное помещение в Запретном городе не с желтой, а с черной крышей.

Площадь Запретного города составляет 720 тыс. м2. Над возведением и украшением его залов и павильонов трудились миллион строителей и около 100 тысяч мастеровых: художников, скульпторов, декораторов. Длина окружающей город стены — 3,4 км. У ее подножия — ров с поэтическим названием «Золотая вода». Его ширина составляет 52 м.

На территории города существовали две отдельные его части — так называемые Внешний и Внутренний дворцы. Перед входом в первый император инспектировал свои войска, а внутри осуществлял руководство страной. Приемы проходили в особом зале Высшей гармонии Внешнего дворца.

Зал располагался на высокой мраморной террасе. Под его крышей находились трон императора, также залы Полной гармонии и Сохранения гармонии. Под личные покои императора и его семьи был отведен Внутренний дворец. Здесь располагались залы Небесной чистоты, Земного спокойствия, Объединения и мира, На этой территории, кроме матери императора, его жен, детей и наложниц, могли находиться лишь евнухи.

В северной части Запретного города были разбиты императорские сады Долголетия, Доброты и Спокойствия, Их украшали многочисленные статуи, деревья, павильоны, живописные беседки, сады камней, много численные прудики с цветущими лотосами я искусственные водопады.

Полы многих комнат и дворов Запретного города покрыты специальными плитами цзиньчжуань. Их лепили из глины, сушили и подвергали очень сложной и долгой процедуре обжига. Сначала плиты коптили, покрыв особой шелухой. Затем обжигали, сначала с опилками, а потом с сосновыми ветвями.

Весь процесс без сушки занимал более трети года. Не удивительно, что стоимость каждой плиты была равна 100 кг риса. Затем плиты устанавливались на место и полировались с применением тунгового масла. В результате их поверхность начинала блестеть и даже таинственно мерцать при слабом свете.

С высоты птичьего полета Запретный город выглядит огромным прямоугольником, вписавшимся в современную планировку города. На юге расположены главные ворота, имеющие с внешней стороны вид огромной буквы «П». Три входа кажутся крошечными на фоне массивных красных стен.

От них прямой вектор ведет к воротам на севере; они расположены за императорскими садами. Еще пара ворог находятся на восточной и на западной пенах. Вдоль стен тянется широкий ров с водой. Юго-западный и юго-восточный углы внешних стен усилены сторожевыми башнями.

Запретный город находится в центре современного Пекина в северной части площади Тяньаньмынь Во второй половине XX в. он был разграблен японцами. В 1947 г. многие сохранившиеся украшения были вывезены на Тайвань. Однако и в наши дни

Запретный город является воплощением лучших образцов традиционной китайской архитектуры. Вход в него теперь открыт для всех желающих. Атмосфера ЖИЗНИ китайского императора в покоях Запретного города, нравы и обычаи царедворца хорошо переданы в фильме итальянского режиссера Бертолуччи «Последний император».

Запретный город был не только своеобразной золотой клеткой для китайских императоров, практически не видевших народа, которым они управляли. В сознании простых китайцев этот сложный и величественный архитектурный комплекс был символом незыблемости империи, в которой они рождались, жили и умирали. На протяжении столетий, вплоть до начала XX в., это впечатление соответствовало действительности.

Запретный город
Запретный город