Город Бразилиа

Известный испанский сюрреалист Сальвадор Дали считал одним из величайших художников российского императора Петра Великого. Ведь ему удалось воплотить в жизнь грандиозный артистический проект — создание целого города.

В истории человечества таких случае немного. И все же они есть. Прекрасный пример город Бразилиа. Если посмотреть на его снимки, сделанные из космоса, в плане городской застройки отчетливо просматриваются очертания самолета с его вытянутым фюзеляжем, раскинутыми в сторону крыльями и хвостовой частью.

Такое сходство не случайно. Именно так выглядел небольшой эскиз, нарисованный цветными карандашами, который выполнил архитектор Лусио Коста (1902-1998), решивший участвовать в конкурсе по застройке новой столицы страны.

В отличие от предложений его коллег, этот эскиз не отличался тщательностью проработки в деталях, однако он обладал главным достоинством — был зримым воплощением идеи создать город, устремленный в будущее.

Шестнадцать железобетонных опор храма, построенного по проекту Оскара Нимейера, напоминают и терновый венец Спасителя, и очищающий огонь веры.

Неподалеку от президентского дворца Планалто находится другое важное здание столицы Бразилии — так называемый дворец Итамарати. Б нем расположены помещения Министерства иностранных дел страны. Главный застекленный объем этого архитектурного сооружения окружает открытая галерея, защищающая от яркого бразильского солнца.

Стройка, расположенная на плоскогорье высотой 1100 м над уровнем моря, в 1200 км от Рио-де-Жанейро, была овеяна древними легендами. Говорили, что еще в XVI в. один из монахов иезуитов предсказал, что в этом месте возникнет «столица третьего тысячелетия».

Свои очертания город Бразилиа обретал не только благодаря Коста и Нимейеру. Важную роль сыграл и Роберт Бурле Маркс, который разбивал сады и подобрал растения, способные выдержать сухой климат плоскогорья. Д

ля изменения климата было создано искусственное озеро Пантанал, которое стало своеобразным гигантским кондиционером. Центром города стала площадь Трех властей. С севера на юг ее пересекает главный проспект, с запада на восток идет другая, перпендикулярная магистраль. Многие здания города являются признанными архитектурными шедеврами. Не случайно в 1986 г. ЮНЕСКО внесла Бразилиа в список Всемирного наследия.

Как и любой крупный проект, город оставляет место для критики. Как известно, Нимейер был членом Коммунистической партии Бразилии. Для него архитектура должна была не только «отражать общество», но и бороться с социальной несправедливостью.

Трудно сказать, насколько эти идеи воплотились в построенном им городе. Жилые кварталы давно перешагнули границы «самолета-птички», нарисованной на плане Лусио Коста. В столице мало зелени, а чиновников заманивают в ее учреждения двойной зарплатой.

И все же Бразилиа продолжает оставаться удивительным примером футуристического комплекса, спланированного и воплощенного в жизнь волей нескольких творческих людей.

Одной из достопримечательностей города является мост имени Жоселина Кубичека. Он перекинут через озеро Параноа, которое было создано в конце 50 х гг. XX в, на месте, где берут начало 3 круп нейших бразильских реки Тонкантинс, Парана и Сан-Франсиску. Длина моста 1,2 км. Его поддерживают три огромные арки, расположенные в ра зных плоскостях.

Если вернуться к аналогии с самолетом, президентский дворец Планалто будет расположен на его «носу» — а стороне от центра города. Именно под его крышей находятся рабочие кабинеты главы страны, вице-президента, различных министерств и ведомств. Стиль и рука Оскара Нимейера чувствуется и в этом здании.

Его внешние опоры, которые поддерживают крышу, перекликаются своей формой с уплощенными колоннами дворца Алворада, где расположены жилые помещения президента. Общая площадь дворца Планалто составляет З6 тыс. м2. Рядом расположено здание Верховного Федерального трибунала,

В 1958 г. в Бразилиа открылся спроектированный Нимейером дворец, который Жоселин Кубичен назвал Алворада — дворцом Утренней зари. Такой хотел подчеркнуть, что вози икающий на глазах город символизирует новую эру в истории Бразилии. Дворец запоминается своей оригинальной аркадой. Ее уплощенные колонны отражаются и в мраморе галереи, к в расположенном рядом водоеме.

Диаметр собора Тернового венца составляет 70м. Его бетонные опоры поддерживают огромный стеклянный купол. На фоне светлого неба видны фигуры ангелов, кажется, что они парят в воздухе. Свет проникает внутрь и через стрельчатые окна между опорами . Их синие солнцезащитные стекла создают внутри храма необычное освещение.

Город Бразилиа