Авентин — самый северный из городских холмов. Он находился за городской чертой, во всяком случае, до эпохи Клавдия. Близость к Тибру и геологическое строение радикально повлияли на его судьбу.
Согласно легенде, здесь обосновался Анк Марций, который переселял сюда жителей покоренных им городов. С самого начала название холма ассоциировалось с плебеями. Позже весь район стал торговым, там селились купцы, которые со временем образовали сословие плебеев.
В 4 в. до н. э., после войн с патрициями, плебеи добились политического равенства с бывшими противниками. С принятием в 456 г. до н. э. закона, по которому земли холма отошли к плебеям, этот район стал преимущественно ремесленным. Можно поэтому представить, как дальше шло его развитие: он становился все более перенаселенным, с беспорядочной застройкой. В местечке Санта-Сабина были обнаружены остатки жилых домов и фрагменты стены Сервия Туллия, относящиеся к 4 в. до н. э.
Древние строения примыкали к самой стене, а во времена Республики стали возникать и за ней.
На Авентине возникло несколько святилищ, в том числе храм Дианы, периптер с восемью колоннами по фасаду, с портиками по боковым сторонам, и храм Минервы, расположившийся в центре холма, где сейчас пролегает виа Сан-Доменико (храм появился в 3 в. до н. э. и стал местом, вокруг которого сосредоточились писцы и актеры). Рядом поднялись и другие храмы, посвященные, в частности, Церере, Вакху и Прозерпине, Луне и Свободе.
В эпоху империи этот район стал жилым кварталом; здесь обосновались поэты Энний и Невий, жил Траян, до того как стал императором, а также Вителлий и Л. Туций Сура. От дома Суры, под нынешней церковью Санта-Приска сохранились остатки бань. Здесь же были обнаружены помещения Митреума.
К Митреуму, построенному во 2 в. н. э. и разрушенному в 1400-х гг., можно добраться из левого придела церкви Санта-Приска. У входа располагаются две ниши со статуями Каутопата и Каута. В задней части находится еще ниша с рельефным изображением Митры, убивающего быка, и лежащего внизу Сатурна; фигуры выполнены из глины и покрыты гипсом.
Под площадью храма Дианы были обнаружены остатки терм Деция, построенных в 252 г. н. э.
Уже во 2 в. до н. э. рынок, где торговали скотом, стал слишком тесным и перестал удовлетворять коммерческим нуждам, в соответствии с которыми требовалось больше места для совершения сделок, хранения товаров и помещений для работников, занятых в разных сферах. Поэтому на свободном пространстве у подножия Авентина был построен новый речной порт, получивший название Эмпорий.
Были сооружены мостовая, парапеты, пристани, лестницы, спускающиеся к реке, и пирс длиной в 500 м, вдоль которого были уложены туфовые блоки с причальными кольцами для судов.
За всем этим возникла масса сооружений, например внушительный портик Эмилия — склад для прибывающих товаров, выполненный из туфа Луцием Эмилием Лепидом и Луцием Эмилием Павлом. Комплекс простирался почти на 500 м. Он был разделен на 50 отсеков рядами колонн, по семь в каждом, и перекрыт небольшими сводами. Часть стены можно видеть и сегодня между виа Бранка и виа Веспуччи.
Когда во 2 в. до н. э. население Рима стало увеличиваться, начало расти и потребление хлеба и соответственно потребовались дополнительные площади для торговли зерном. Между портиком Эмилиев и горой Тестаччо находилось множество амбаров. Самыми известными были амбары Галбаны, включавшие в себя три здания и двор, окруженный рядами помещений. Недавно, однако, стало известно, что на этом месте находились жилища рабов, трудившихся здесь.
Тестаччо — это искусственное возвышение на левом берегу Тибра между стеной Аврелина и нынешней виа Гальвани. Она возвышается на 30 м в высоту и занимает площадь около 20 000 кв. м.
Нынешнее название происходит от латинского testa, что означает «скорлупа». И сюда действительно выбрасывали осколки амфор. В большинстве своем это были амфоры типа «Дрессель 20» из-под оливкового масла, на ручках которых было фабричное клеймо, а на корпусе указывали производителя и наносили другие отметки. Много их приходило из испанской области Бетики (ныне Андалусия) и из Северной Африки. Большинство амфор можно датировать периодом между серединой 2 в. и серединой 3 в. н. э.