Кафедральный собор Гранады

Андалусия была вторым центром развития архитектуры, выработавшим собственный индивидуальный язык независимо от влияния столичной придворной культуры.

Исторические предпосылки этого процесса были здесь совершенно иными, нежели в Галисии. Благодаря постоянному вниманию со стороны Карла V в XVI веке Гранада превратилась в подобие идеального города — об этом свидетельствует сооружение в дополнение к Альгамбре нового собора, университета и здания суда.

Политика Филиппа II, направленная на централизацию власти, выразившаяся в изгнании морисков, лишившем город его живой энергии, замедлила развитие Гранады, сделав ее во многом провинциальным городом. И все же, несмотря на эти факторы, ее значение как художественного центра сохранялось.

Лишь воздействие личности Веласкеса могло сравниться с влиянием творчества живописца Алонсо Кано (1601-1667). Подобно Веласкесу, он обучался в Севилье у Франсиско Пачеко, и стал одним из крупнейших мастеров Испании своего времени.

К его наиболее значительным произведениям бесспорно принадлежат работы, выполненные им в качестве придворного художника Филиппа IV и инфанта Бальтазара Карлоса. Однако исполненный им в 1644 году проект фасада кафедрального собора Гранады демонстрирует и незаурядные архитектурные способности Кано.

Тщательно учитывая необходимость следовать структуре нефов здания, возведенного Диего де Силоэ, он применил здесь решение, намного превосходящее по степени изобретательности все подобные проекты той эпохи.

Кано остановил свой выбор на схеме, напоминающей триумфальную арку с утопленным в глубину пространством стен и порталов. Новаторская трактовка этого приема, известного в Испании и Португалии под названием «портал-труба», придала фасаду необычный ритм и динамику.

В его центральной части доминировала полукруглая арка — несколько запоздалая вариация на тему церкви Сант Андреа в Мантуе Л.-Б. Альберти. Кано нашел оригинальную трактовку каждой детали: к примеру, он отказывается от использования капителей и помещает на пилястры «подвешенные» медальоны с рельефами.

Этот фасад, сооруженный в период между 1667 и 1684 годами, неоднократно воспроизводился в Андалусии и восточных областях страны.

Город Хаен также внес значительный вклад в развитие барочной архитектуры Андалусии. В 1667 году здесь начались работы по строительству фасада кафедрального собора, спроектированного Эуфрансио Лопесом де Рохас (ум. 1684).

Массивная композиция, разделенная на пять вертикальных осей коринфскими колоннами большого ордера и увенчанная аттиком, напоминает фасад собора св. Петра, созданный Карло Мадерна.

В отличие от этого сооружения, возведенная в те же годы близ Хереса церковь картезианского монастыря Нуэстра Сеньора де ла Дефенсион выглядит подобием готической часовни, интерпретированной в духе барокко.

Это в меньшей степени объясняется позднеготическим характером внутреннего пространства, предопределившим очертания некоторых членений фасада, чем самим господствовавшим представлением об архитектуре, где целью являлось повторение структурных элементов сооружения в мотивах декоративного оформления и графическая разработка стены.