Даже во времена Каролингов каменные церкви на севере и северо-востоке от Альп были редкостью. Многие строения сооружались из дерева, но не все они были фахверковыми постройками. В Европе церкви этого типа встречаются в области, протянувшейся от Голландии через Северную и Восточную Германию до восточной Пруссии, включая Северо-Восточную Польшу и российскую Калининградскую область. Отдельные примеры встречаются также в Нормандии и на юге Англии. Фахверковое строительство не является специфически барочным явлением, но оно выявляет новый аспект барочной культуры.
Удивительное обилие фахверковых храмов в Гессене объяснимо с учетом некоторых особенностей Реформации. Впервые это движение обнаружило себя здесь в 1526 году при графе Филиппе Великодушном. Многие общины, ранее не имевшие возможности построить на своей территории церковь, теперь получили разрешение возводить на своих землях храмы или часовни. В небольших селениях верующие сами должны были изыскивать средства, поэтому возводились простые маленькие сооружения, на архитектуру которых оказывало влияние жилое строительство, в частности, фахверковая техника. Импульсом к дальнейшему развитию в Гессе этого типа сооружений стало прибытие в XVII и XVIII веках французских гугенотов. Таким образом в Фогельсберге создалась ситуация, способствовавшая процветанию фахверкового строительства в эпоху барокко. Более чем одна десятая всех церковных построек в этом районе полностью или частично возведена в этой технике.
Фахверковые церкви раннебарочного периода (1500-1670) имели ступенчатый силуэт и верхний этаж, использовавшийся для хозяйственных нужд. Восточная часть храма была, как правило, прямоугольной в плане, более сложные планы стали появляться только в XVIII веке. Был период, когда в строительстве сочетались разные виды конструкций, в которых использовались вертикальные балки и наполняющий материал. Только после 1700 года стали появляться подлинные шедевры фахверковой архитектуры, и по сей день украшающие здешние места. Как правило, это большие строения с высоким нефом и множеством башенок у западной стены. Восточные концы нефов многоугольные в плане, что позволяет сконцентрировать внимание на литургическом действе. Наружные стены разделены на две или три зоны, что помогает распределить вес и давление обширной кровли. Для придания структуре стены необходимого динамизма и силы на некоторых участках используются скобы. Таковы церкви в Дирламмене, Зельнроде, Штумпертенроде и Броингесхайне.
Фахверковая церковь в Штумпертенроде, построенная в 1696-1697 годах, является самой крупной из всех, находящихся в области Фогельсберга. Структура стены здесь очень сложна. Над оконными притолоками используются дополнительные перемычки, потому что поверхности стены между высокими окнами чересчур велики.
Из-за применения множества балок и других деталей кажется, что стена превращается з подобие густой паутины. Давление крыши и свода сильнее всего над окнами. Поэтому часть стены, на которую приходится основная тяжесть, укреплена скрещенными балками; необходимую твердость стене придают и держащие ее скобы.
Другие характерные особенности архитектуры барочных фахверковых церквей — нарядные, покрытые декором дверные рамы и использование резных опор в интерьере. Особенно интересны дверные проемы в Штум- пертенроде и Бюссфельде. В церкви в Хогенроте богатой резьбой кроме столбов покрыты скамьи и алтарь, украшенные деревянными листьями и завитками; этот декор относится к первой половине XVIII века.
Для «фахверкового барокко» югозападных областей Германии характерно проникновение элементов швейцарской строительной традиции и ее связь с орнаментальными мотивами, типичными для Франконии. Настоящей кладовой барочной фахверковой архитектуры является маленький живописный город Мосбах. Заслуживают внимание дома, окружающие рыночную площадь и среди них Пальмиш Хаус. Здесь швейцарские декоративные элементы сочетаются с франконскими. Балконы и окна обрамлены резными рамами и консолями.
На примере старинного городка Зидельфинген можно проследить всю историю развития фахверковой архитектуры. Примечательно, что, как правило, постройки этого типа относятся здесь к эпохе ренессанса, а не барокко. В Вюртемберге фахверковые строения были декорированы куда более скромно, нежели резиденции правителей. Причина состоит в том, что в них жили главным образом горожане, с подозрением относившиеся к причудам придворных герцога. В их домашнем хозяйстве одна восковая свеча уже почиталась роскошью, тогда как для правителя, способного устроить праздник, освещаемый тысячами свечей, это был пустяк. Средний класс предпочитал суровость и умеренность в украшении собственных жилищ и общественных сооружений. Наиболее очевиден этот факт в протестантских областях Вюртемберга. В католических районах фахверковая архитектура менее тяжеловесна, благодаря использованию франконских декоративных мотивов, особенно в домах зажиточных горожан XVII и XVIII веков. Примером может служить Шведен Хаус в Альтингене близ Херренберга.