Классическим архитектурным памятником в стиле барокко является здание Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. В 1710 г. на этом месте стоял трехэтажный дом командующего русским флотом графа Ф. М. Апраксина.
Фасадом он выходил на Неву, а сзади располагался луг. Рядом, на углу Зимней канавки и Миллионной улицы, находился первый Зимний дворец Петра I, который выглядел как скромный дом. В 1719 г. на месте, где сейчас находится Эрмитажный театр, архитектор Георг Матарнови построил новый Зимний дворец.
При Екатерине I его расширил Доменико Трезини (1670-1734), который до своей кончины оставался главным архитектором города. Именно с его именем связывают привнесение в русское градостроительство европейской архитектурной традиции XVIII в.
Однако воздвигнутый им дворец не сохранился до наших дней. Существующее ныне величественное сооружение, уже четвертое по счету, было построено в 1754-1762 гг. по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771).
Он приехал в Россию еще шестнадцатилетним мальчиком вместе со своим отцом, тоже архитектором, которого позвал к себе на службу Петр Великий. Творчество самого Бартоломео настолько тесно было связано с Россией, что порой его справедливо считают русским зодчим. По его словам, он возводил Зимний дворец «для единой славы всероссийской».
Своеобразным архитектурным наследием, свидетельствующим о многочисленных перестройках дворца, является его Придворный собор Спаса Нерукотворного — так называемая Большая церковь дворца, находящаяся в юго-восточной части его второго этажа. Она была построена в 1763 г. по проекту Растрелли в стиле рококо.
В наши дни залы Зимнего дворца являются частью Государственного Эрмитажа. Его коллекции начали формироваться еще в XVIII в. В 1763 г. был возведен так называемый Малый Эрмитаж. В середине XIX в. по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце (1784-1864) ко дворцу было пристроено здание Нового Эрмитажа.
Его портик, выходящий на Миллионную улицу, украшают высеченные из гранита мощные фигуры десяти атлантов. Это лучшие работы русского скульптора Александра Ивановича Теребекева (1815-1859). За их модели ему было присвоено звание академика.
Перед дворцом расположена одна из самых красивых площадей Европы. Ее формируют здания бывшего гвардейского штаба и Главного штаба. Их строгий фасад растянулся более чем на полкилометра.
Два корпуса соединены в центре грандиозной аркой, посвященной победе русского народа над Наполеоном в войне 1812 г. Ее триумфальный характер подчеркивают скульптуры воинов, украшения в виде доспехов и барельефные изображения летящих гениев Славы с лавровыми венками.
В северо-восточном углу дворца находится парадная лестница, обильно декорированная колоннами, зеркалами и золоченой лепниной. По лестнице поднимаются к главной северной анфиладе, ведущей к Тронному залу. Во время крещенских праздников члены царской фамилии спускались для обряда водосвятия к Иордани — проруби на Неве. Поэтому эту лестницу иначе называют Иорданской.
Каждый из трех главных фасадов дворца имеет свои особенности. На фасаде, выходящем к Неве, выделены его правая и левая части. Расположенный в центре подъезд долгое время был основным входом в Эрмитаж. Главный, парадный въезд находится на противоположном фасаде и составляет его архитектурную доминанту. Фасад со стороны Адмиралтейства служит своеобразным промежуточным звеном, объединяющим оба фасада.
Нижний горизонтальный пояс фасада украшен ионическими колоннами. На втором, верхнем ярусе колонны украшены более пышно. Расстояние между колоннами не одинаково, и это создает своеобразный, не однотонный ритм.
Они то собираются своеобразными пучками по углам дворца, то разбегаются по ширине фасада, то вновь группируются, подчёркивая начало и конец ризалитов.
Прихотливые наличники окон украшены сверку маскаронами, имеющими вид львиных масок и ангельских головок. Создается впечатление, что каждое окно имеет свои собственные черты. Видимый издалека с Невы контур здания обогащают установленные на крыше декоративные вазы и статуи, Цвет дворца не раз менялся, неизменными оставались лишь белизна его колонн и позолота декоративной лепнины.
Своей красотой и величественными формами дворец символизировал мощь Российской империи. Дворец поражает своими размерами, внешним и внутренним великолепием. Вместе с площадью и окружающими зданиями он формирует уникальный архитектурный ансамбль.
Его центром является Александровская Триумфальная колонна, сооруженная по указу Николая I и по проекту французского архитектора Анри Огюста Монферрана (17861858), автора Исаакиевского собора. Первым автором идеи украсить центр площади монументом был еще Карл Росси. Прообразом «Александрийского столпа» стала колонна императора Траяна, установленная на римском форуме в 113 г. н. э. в честь победы над даками.
Колонна в Петербурге утверждает славу победы над войсками Наполеона. На вершине колонны, вырубленной из цельного куска красного гранита и покоящейся на четырехгранном постаменте, на высоте почти 50 м установлен бронзовый цилиндрический пьедестал. На нем бронзовая скульптура ангела; в его руке латинский крест.
В декабре 1837 г. во дворце вспыхнул пожар, который быстро охватил большую часть здания. Пламя бушевало почти 30 часов. Благодаря самоотверженности пожарных команд, были спасены коллекции Эрмитажа и портреты героев войны 1812 г. Восстановление утраченного произошло за невиданно короткие сроки.
Уже через 15 месяцев дворец приобрел свой прежний блеск. Были отреставрированы или воссозданы заново многие из 1050 комнат дворца. Вскоре после революционных событий в Петрограде часть Зимнего дворца была передана Государственному Эрмитажу, а в 1922 г. музеем стали все главные помещения и залы дворца.
В настоящее время этот крупнейший в мире музей включает сам Зимний дворец, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажа, а также помещение Эрмитажного театра.
В плане дворец является замкнутым четырехугольником, Один из его главных объемов занимает Тронный зал. Он появился по указу Екатерины II и по проекту Д. Кваренги. В его оформлении использовался мрамор и золоченая бронза. Трон зала был выполнен по проекту мастера бронзовых дев П. Ажи.