Посетив Дрезден в 1718 году, писатель Иоганн Михаэль фон Лоэн с восторгом отмечал: "Дрезден кажется одним большим дворцом, как если бы все новшества строительного искусства соединились бы гармонично и все же могли быть обозреваемы по отдельности. Иностранцу требуется несколько месяцев, если он желает хорошенько рассмотреть все, что есть здесь прекрасного и величественного".
То была эпоха Августа, время, когда Дрезден считался красивейшим городом Германии. Он привлекал просвещенных любителей искусств не только дворцами и церквами, но и богатейшими художественными коллекциями. Археолог Винкельман превозносил здешнее собрание антиков, признаваемое величайшим на всем пространстве к северу от Альп. Для поэта Гете художественная галерея, основанная в 1722 году, являлась "святыней".
Фридрих Август I (Сильный) (1670-1733) и его сын Фридрих Август II (1696-1763), столь страстно любивший искусство, что передал бразды правления своему канцлеру, графу Брюлю, чтобы без помех предаваться своему увлечению, превратили Дрезден и Саксонию в подлинную сокровищницу произведений барочного стиля. Известный критик Гердер говорил, что нигде в Германии художественные коллекции не сохраняются так бережно, как в Саксонии. Более того, в описываемое время эта земля могла претендовать на звание центра развития немецкой музыки. В Лейпциге Иоганн Себастьян Бах, хормейстер церкви святого Фомы, положил начало новому направлению в музыке, а во Фрайберге Готтфрид Зильберман руководил своей органной мастерской, известной во всей Европе.
Культурному расцвету Саксонии был положен конец, когда Пруссия аннексировала австрийскую Силезию. Через шестнадцать лет грянула Семилетняя война, легшая тяжелым бременем на страну. Ущерб, нанесенный разрухой, оценивался в триста миллионов талеров; было объявлено, что восстановление займет двадцать лет.
Процветание Саксонии началось еще до прихода к власти Августа Сильного, вскоре после Тридцатилетней войны. Главным архитектором края стал тогда Вольф Каспар фон Кленгель (1630-1691). Он усиленно изучал итальянскую архитектуру. В 1661 году его пригласили выполнить некоторые работы в замке XVI века — Мориц- бурге, отстоящем от Дрездена на 9 километров. Эта резиденция, получившая свое название по имени герцога Морица, — прекрасный образец ренессансной архитектуры Саксонии. Задача Кленгеля состояла в сооружении капеллы, что и было сделано. Мастер украсил свое творение высокими окнами с арочными завершениями, чтобы связать новую капеллу со старым зданием. Во внутреннем пространстве примечательны изогнутые галереи, предвосхитившие создание интерьеров оперного театра в Дрездене, который Кленгель строил в то же время (1664-1667). Этот памятник известен лишь по гравюрам, поскольку его реальная жизнь оказалась очень недолгой.
Другая значительная фигура в архитектуре эпохи курфюрста Августа — Иоганн Георг Штарке (1640-1695). В 1678 году он приступил к строительству дворца Гроссес Гартен в Дрездене. Сад был разбит двумя годами ранее Иоганном Фридрихом Кархером. Образцом для подражания служил, естественно, Версаль. Особенно очевидным это влияние становится при взгляде на прямые аллеи, сходящиеся в одну точку у дворца. Во дворце два этажа и один верхний полуэтаж. Две лестницы ведут к великолепному дверному проему, из которого посетитель попадает непосредственно в большой зал. Проект дворца набросал сам курфюрст, основываясь, вероятно, на замысле Кленгеля. Штарке возвел дворец в два с половиной яруса. Лестницы ведут к восхитительному дверному проему, фланкированному колоннами, далее путь лежит в большой зал. Проект, реализованный под руководством Штарке, представляет собой интересную комбинацию итальянского летнего палаццо и французской городской резиденции. Ядро здания и решение лестницы напоминают аналогичные элементы итальянской загородной виллы, но обрамление окон и архитектурный декор — нарядные и изящные — сближают постройку с французскими дворцами.
В 1680-е годы в Дрезден прибыли три важные персоны: Маркус Конрад Дитце из Ульма, Бальтазар Пермозер, долгое время проведший в Италии, и Маттиас Даниель Пеппельман из Вестфалии. Они сыграли определяющую роль в художественном процессе в следующие десятилетия после того, как в 1694 году на трон взошел Фридрих Август I, курфюрст Саксонии. Через три года он завладел и польской короной и получил титул короля Августа II Польского. Правитель заказал архитектору Дитце создать проект новой королевской резиденции. Монарх хотел построить оранжерею на свободном пространстве и устроить поле для турниров между старым замком и внешним двором; проект он набросал лично. На плане Дитце мы можем увидеть подковообразное в плане здание, ставшее основой комплекса, позднее известного как Цвингер. Центральная часть должна была походить на ворота, ведущие к дворцу, — Дитце возвел их в 1692 году.
В 1704 году Дитце погиб в результате несчастного случая. Курфюрст назначил его преемниками Пермозера и Пеппельмана. В 1709 году последний приступил к созданию детального плана ансамбля. В 1716 году были построены одноэтажные галереи и "Павильон на валу". Спустя два года августейший заказчик внес собственные предложения и поправки в проект. Он, очевидно, вспомнил о визите датского короля, состоявшемся в 1709 году, когда были отданы распоряжения возвести деревянный амфитеатр с аркадами — праздничное сооружение для приема высочайшего гостя. Возможно, курфюрст думал также и о торжествах в честь бракосочетания наследника Фридриха Августа с эрцгерцогиней Марией Жозефой Габсбургской. Данное событие должно было состояться в 1719 году. Так или иначе, его привлекала сама идея создания просторной площадки для празднеств, не соотнесенной напрямую с архитектурой дворца. Придворная архитектура по-своему организовывала
пространство, деление его на отдельные зоны было связано с придворным ритуалом. Неудивительно в этой связи требование курфюрста, чтобы "сад Цвингера" был разбит "в соответствии с одобренным планом и в качестве самостоятельного сооружения… не вытянутого симметрично дворцу". Очевидно, Пеппельман понял эти указания буквально, возмояшо, вспоминая амфитеатр, построенный по случаю встречи датского короля. Он представил простой план, предусматривавший создание группы построек, зеркально отражавшей уже существующую. Теперь продольная ось проходила через "Павильон на валу", в то время как другая, аналогичная ось проходила через "Павильон с колокольчиками". Центральная ось была выделена сооружением на ней монументальных ворот — башни, работы над которыми велись с 1713 года. Строительство в Цвин- гере подошло к концу в 1728 году. Завершающим этапом стало сооружение временной деревянной галереи, которая была разобрана лишь более ста лет спустя, когда между 1847 и 1854 годом Готфрид Земпер возвел на этом месте новую галерею.
Цвингер в Дрездене — прекрасный пример импровизационного, нередко театрализованного характера барочных дворцов. Интервал между созданием проекта и его реализацией часто казался коронованным особам слишком большим, и их нетерпение способствовало сокращению срока работ или побуждало их вмешиваться в строительство и вносить неожиданные изменения в план. Архитектура барокко нередко описывается как явление, отражающее реалии существовавшей тогда "культуры нетерпения".
Цвингер должен был стать местом для торжественных приемов и придворных празднеств. Подковообразный план, задуманный Пеп- пельманом был, очевидно, навеян французской дворцовой архитектурой. Моделью, видимо, послужил Фарфоровый Трианон в Версале, построенный в 1670-1672 годах и разрушенный несколькими годами позже при возведении Большого Трианона. Другим источником вдохновения для создателей ансамбля, вероятно, являлось итальянское садово-парковое искусство. В Цвингере гармонично соединяются архитектура и скульптура. Эта гармония способствует созданию праздничного и торжественного впечатления. Для "Павильона на валу" Бальтазар Пермозер создал аллегорическую скульптурную композицию, прославляющую курфюрста.
С 1720 по 1723 год Пеппельман занимался реализацией проекта, сходного по концепции и топографическому положению с Цвинге- ром — замка Пильниц на Эльбе. Прежняя владелица поместья, графиня Козель, попала в немилость при дворе и курфюрст приказал
построить здесь собственную летнюю резиденцию. Пеппельман спроектировал "Водяной дворец", фасад которого был вытянут вдоль Эльбы, а изогнутые линии крыши свидетельствовали об увлечении модным в тот период стилем шинуазри. Четыре года спустя архитектор создал "Горный дворец", расположенный напротив первого. Теперь два объема обступали территорию внутреннего двора, где был устроен маленький сад. Пермозер не участвовал в этих работах, потому что предпочитал более строгие линии, присущие французским постройкам и старался придерживаться ясности и уравновешенности в трактовке стен. На архитектора, судя по всему, оказал влияние его коллега Захария Лонгелюн, зодчий и художник, прибывший из Парижа и работавший с Пеппельманом с 1715 года. Он отдавал явное предпочтение французской стилистике.
В 1723 году, по окончании работ в Пильнице, Пеппельман и Лон- гелюн должны были отправиться в Морицбург с заданием перестроить дворец эпохи Ренессанса в русле барочной традиции. Крепостные стены были снесены, а монументальная капелла работы Кленгеля была уравновешена парадным залом. Чтобы пропорции смотрелись гармонично, архитектор увеличил объем трех круглых башен. Четыре зала и более чем двести комнат были окрашены в характерные цвета саксонского барокко — охру и белый. В 1730 году во французском саду устроили большое озеро, которое впоследствии служило сценой для разыгрываемых "морских" сражений. Рядом с ним расположен "Фазаний домик", построенный в период между 1770 и 1782 годами в стиле рококо И. Д. Шаде и Готлибом Ха- уптманом.
Одна из самых главных культовых построек Саксонии — церковь Фрауэнкирхе в Дрездене, возведенная Георгом Бером, плотником из Фюрстенвальде. По крайней мере, так называл его граф Ва- кербарт, руководивший строительством в Дрездене. В 1722 году Бер получил заказ на строительство протестантской церкви. В плане храм представляет собой квадрат, у него три монументальных фасада и четыре расположенных по углам башенки, церковь венчает высокий купол. Образцом для этого сооружения послужил созданный Джованни Антонио Вискади проект храма Мариахильфе во Фрайштадте, строительство которого началось в 1700 году. Бер поднял уровень хора, а напротив столпов передней части поместил две лестницы, чтобы сгладить перепад высот. Похожим образом проблема несоответствия высот центрального пространства и хора была решена в дворцовой капелле в Раштатте, построенной несколькими годами ранее (1719-1721). Восемь изящных опор создают впечатление открытого пространства, похожего на парадный зал. Влияние на план церкви должно было оказать и все возраставшее увлечение церковной музыкой, развивавшейся под воздействием творений Баха и Генделя. Орган, построенный Готтфридом Зильберманом из Фрайберга, внушительно высится позади алтаря. В церкви находится в общей сложности пять галерей, увеличивающих количество сидячих мест до пяти тысяч.
Большой купол, увенчанный фонарем, был завершен только после смерти Бера в 1736 году Иоганном Георгом Шмидом. Руководитель работ Иоганн Кристоф Кнеффель, часто высказывавший несогласие с Бером по множеству поводов, под различными предлогами откладывал строительство купола, потому что, как утверждал, не верил в способность "плотника" решать сложные технические задачи. Тем не менее купол выдержал удары прусских орудий во время Семилетней войны и бомбардировки второй мировой. Он упал в 1945 году через два дня после воздушного налета. До недавнего времени развалины являлись антимилитаристским памятником. Теперь же решено восстановить церковь к 2006 году, когда город будет справлять свое восьмисотлетие.
В 1719 году Фридрих Август II, правитель протестантской Саксонии, перешел в католичество, чтобы иметь возможность взойти на польский престол. Как протестантский курфюрст и католический король, он должен был построить в Дрездене католический храм, чтобы подтвердить двухконфессиональную природу своего владычества. Речь идет о придворной церкви — Хофкирхе, у моста Августа. Задание создать храм, соперничающий с Фрауэнкирхе, получил Гаэтано Кьявери, римлянин, приехавший из Петербурга, где он занимался градостроительными работами. Сооружение храма началось в 1738 году. Десять лет спустя приглашенный в Дрезден Каналетто напишет картину, на которой запечатлеет набережную Эльбы с Хофкирхе и ее еще не законченной колокольней, мост Августа и внушительный купол Фрауэнкирхе. Эта "последняя барочная постройка" в Дрездене была завершена в 1755 году. Время, проведенное Кьявери в Петербурге и Варшаве, способствовало его знакомству с особенностями северной культовой архитектуры. Поэтому в своей церкви он выделил западную башню — колокольню — придав ей утонченный, скорее готический облик. Она стоит на пересечении линий дворцовой башни и Цвингера, хорошо различимая с реки и с моста Августа. Таким образом, колокольня задает точку отсчета, с которой соотносятся все части города. Храм представляет собой базилику с полуциркульными завершениями с востока и запада. Интерьер украшают балюстрады и, в низшем ярусе, наполненные жизнью фигуры святых, исполненные Лоренцо Матиелли.