Собор Парижской Богоматери в Париже

В XII в произошла своего рода революция в архитектуре. Именно тогда в стредневековом зодчестве возник своеобразный изысканный стиль – Готика. Особенно она хорошо сохранилась до наших времен в храмовых сооружениях. Здесь четко прослеживается готическая вертикаль.

Готический стиль придал массивным сооружениям визуальную легкость и изящество форм. Помещения внутри готических храмов стали более светлыми, как бы лишенные стен. Конструкция храма «не давит» своей массивностью ни снаружи, ни внутри. Готические здания служат как бы отражением деятельной жизни людей средневековья. Вся конструкция собора находится в динамике, создавая впечатление движения ввысь.

Основу Романского стиля в храмовом строении составляла массивность каменных стен, которые были толстыми и глухими с узкими окнами-бойницами. Своды поддерживали столбы, подпружные арки и другими конструктивными элементами, выполняющими функцию опоры.

Для придания сооружению большей устойчивости мастера Романского стиля делали стены еще большей толщины, создавая как бы крепость, которой уделялось особое внимание. Постепенно опорная система храмов совершенствовалась и видоизменялась, пока не произвела переворот в средневековой архитектуре.

В зданиях готического стиля опорная система состояла из высоких крестовых сводов, которые создавались на стрельчатых ребрах или нервюрах. Именно эти элементы конструкции несли на себе тяжесть свода. Мастера добивались увеличения количества нервюр, которые выводились из каждого опорного столба, образованного несколькими сочлененными колоннами.

В то время появился такой элемент архитектуры, как аркбутан, который представлял собой полуарку, которая служила для переноса тяжести верхней части стены среднего нефа на уходящие ввысь наружные столбы, так называемые контрфорсы, боковых нефов. Контрфорсы выполняли функцию противовеса. Все эти нововведения преумножили конструкцию опоры, которая в последствии стала считаться самостоятельным элементом. Это то и стало революционным решением в архитектуре средневековья.

Романские массивные крепости остались позади, окна храмов в готическом стиле, в отличие от романского, делали чуть ли не везде. Они были огромными, повторяющими форму свода. Их выполняли в форме цветных витражей с изображением религиозных мотивов.

Стены украшались каменной резьбой. Они уже не составляли основу всеобщей конструкции сооружения, как в романском стиле, так как они стали как бы незаметными. Теперь основу сооружения составлял каркасу, который как бы взмывал высь. Именно каркас здания составил основу архитектуры готического стиля.

Архитектурная революция подарила миру эмоциональный и художественно выразительный стиль. Высота среднего нефа самого раннего романского сооружения была 18-20 м, а высота самого раннего готического здания, Парижского собора, возросла до 32 м, созданный Реймский собор уже был 38 м, а высота Амьенского собора достигла 42 м.

Таким образом готическая вертикаль «победила» романскую горизонталь. Так основой средневекового зодчества стали такие архитектурные формы, как арки и своды, которые так мастерски использовались римлянами. Такие архитектурные формы до появления в Европе использовались в Иране, а туда они пришли от древнего искусства народов Двуречья.

Собор Парижской Богоматери в Париже

Собор Парижской Богоматери в Париже является одним из самых красивых зданий Европы. Его архитектура в стиле средневековой готики затмевает своей красотой более поздние стили барокко, классицизма и ампира. И это в современном городе! Тогда как же величественно он выглядел в средневековом Париже, среди его маленьких домиков и извилистых улочек, раскинувшихся по берегам Сены.

В те времена он казался чем то огромным, а не просто местом проведения религиозных обрядов. Собор и ратуша составляли центр общественной жизни Парижа. Только если ратуша являлась деловым центром города, то собор был местом духовной жизни горожан. В соборе проходили церковные службы, а по выходным там часто проходили театральные представления или чтение лекций.

Иногда даже в соборе заседал парламент или заключались финансовые сделки. Городские соборы строились такими большими, что порой они могли вместить в себя всех жителей города. На площади возле собора, как правило, шла торговля. Именно всеобщие потребности городской жизни стали причиной стремления заменить замкнутый, с толстыми как у крепости стенами романский собор на просторный и открытый, а для этого пришлось полностью заменить привычную конструкцию.

Именно совершенствование и видоизменение конструкции и повлекло рождение нового архитектурного стиля. Готический стиль зародился именно в архитектуре, и только потом он стал проявляться в живописи и скульптуре. И все таки синтез средневекового искусства воплощался в архитектуре.

Сравнивая два средневековых стиля: романский и готический, в них можно отметить абсолютно противоположные концепции. Если романский стиль приверженец массивности, то готический – легкости. Однако не стоит забывать, что прародителем готики является романский стиль. Готический стиль начинался с конструкции простой клетки, над которой возвышался свод, или травея. Изначально они были квадратными, что и стало пределом расширения среднего нефа.

Храм, созданный по такой конструкции перекрытий не был просторным внутри, он так и оставался темным и узким. Зодчие же были охвачены стремлением, увеличить внутреннее пространство и создать ощущение легкости конструкции. Это было достигнуто заменой сплошных сводов реберной конструкцией, а именно системой несущих арок. Вся легкость и хрупкость конструкции готического стиля объясняется строительством на каркасной основе.

Мастера средневековья интуитивно применили позднее определенный закон параллелограмма сил. Они рассчитали, что стена готического храма не несет никаких нагрузок, поэтому нет надобности, делать ее сплошной. Это и стало причиной появления аркад, больших витражей и сквозных галерей.

Галереи украшаются статуями, а окна выполняются из цветного стекла, становясь шедеврами искусства. Средневековые зодчие отдавали предпочтение ярким и чистым цветам, что ясно прослеживается в витражах, в росписи скульптур и миниатюр. Соборы отличаются внутренним пространством, их трансепт плавно переходит в продольное пространство.

Это обеспечивает как бы исчезновение границы между посетителями храма и клира. «Святилище» уже не представляет собой нечто недоступное. Гробницы в готических храмах располагали прямо внутри храма, а не в подземной крипте, как в церквях романского стиля.

Собор Парижской Богоматери в Париже
Собор Парижской Богоматери в Париже