Собор Саграда Фамилиа

Кульминацией всего творческого пути Гауди считается его шедевр — собор Саграда Фамилия, который автором не был завершен из-за безвременной его кончины. В 1866 году, по желанию книготворца Бокабелла, было организовано духовное общество, посвященное Святому Иосифу. В 1881 году вложения членов этого общества дали возможность приобрести два гектара земли на окраине Барселоны, в квартале Баррио дель Поблет.

Строительство церкви, посвященной Святому Семейству, на этом месте, было поручено архитекторам Мартореллу и Франсеск де Паула де Виллару. Последний, начав возводить крипту, от работ отказался, и Марторелл пригласил сотрудничать Гауди. После смерти книготворца Бокабеллы, епископ Барселоны официально утвердил работы, проводившиеся по частной инициативе, и пригласил, уже по всей форме, Гауди в качестве основного архитектора строительства собора.

К этому времени, Гауди уже внес радикальные изменения в оригинальный проект Вильяра и возвел над криптой купол. По его идее, собор Саграда Фамилия, колоссальное сооружение с тремя фасадами: западный — Рождество Христово, восточный — Страсти Господни и южный — Вознесение, должен бьл стать аллегорическим символом жития Христа.

Фасад Рождество Христово, настолько совершенен и так великолепен, что может считаться отдельным строением. Три его портала — Надежда, Вера и Милосердие украшены скульптурными группами в стиле Арт-Нуво целиком, так что сама архитектура фасада почти неразличима под лесом вибрирующихся, удлиняющихся, изгибающихся и расширяющихся фигур.

На портале Надежды, посвященном Деве Марии, изображены эпизоды из священных писаний: Мистическое обручение Марии и Иосифа, Бегство из Египта и Избиение младенцев. Колонна в форме пальмы опирается на нильскую черепаху, символ упорства. Центральный портал Милосердие разделен Древом родословия от Авраама до Иосифа и увенчан Гротом Вифлеема.

В центре портала возвышается кипарис, завершенный Крестом Тау, и у его основания — пеликан, символ жертвенности.Последний портал справа, посвящен Святому Иосифу; на нем представлены изображения Иисуса во Храме и в плотницкой мастерской.

Для лучшего понимания композиций с аллегорическими фигурами, интересно знать методику работы Гауди. Обычно Гауди выбирал модели на улице и фотографировал людей в отражении зеркал, чтобы иметь полную картину, затем готовил гипсовый слепок, из которого и ваял фигуру, придавая ей нужные формы.

Как видно по макетам, хранящимся в крипте, незаконченный собор Барселоны должен был быть в традиционном плане латинского креста с пятью нефами, которые пересекаются трансептом с тремя пролетами. Освещенный широкими окнами, главный неф должен был представлять из себя лес колонн, каждая из которых должна была бы быть посвященной святому, апостолу или епископу.

На перекрещении с трансептом должна была возвышаться колоссальная центральная башня, в окружении меньших по размеру башен (символы четырех Евангелистов). На каждом из трех фасадов должно было быть по четыре колокольни, общим числом 12, по числу Апостолов.

Как видно на модели Гауди, которую он представил на Парижскую выставку 1910 года, церковь должна была быть в цвете. На Фасаде Рождество Христово, портал Надежда должен был быть зеленым, как символ долины Нила; портал Милосердие — голубым, как ночь в Вифлееме; портал Вера — цвета сиенской земли (охра), как песок Палестины. Интерьер церкви тоже должен был быть цветным: боковые нефы — белыми и золотистыми (цвета радости), левый неф — фиолетовым и черным, как символ печали.

В это грандиозное произведение, Гауди вложил всего себя целиком: в 1914 году, когда Гауди исполнилось 62 года, он решил перейти жить в комнату, котораянаходилась буквально на стройплощадке. После кончины мастера, работы по его проектам продолжала группа самых близких его последователей, среди которых: Сугрантес, Квинтана и Матамела. Но все работы прекратились в 1935 году из-за Гражданской войны и по случаю разрушений от пожара, в результате которого сгорела часть здания и множество пректов и моделей из кабинета Гауди.

Строительство собора продолжается и в наше время на пожертвования верующих, но движется очень медленно.

В окончательном варианте, собор Саграда Фамилия будет иметь в длину 110, а в высоту 45 метров. Это будет одна из самых больших и прекрасных церквей христианского мира. Частью комплекса является Музей собора Саграда Фамилия: в некоторых внутренних помещениях были выполнены специальные стенные панели, стенды-витрины и выставлены фотографии.

По интересной документации, содержащей, согласно хронологии, описание всех этапов строительства собора, прошлых и по сегодняшний день, можно представить тот грандиозный проект, который составил Гауди.

Собор Саграда Фамилиа