Арка Константина появилась в 315 г. н. э. в ознаменование победы императора над Максенцием в битве на Мильвийском мосту. Возможно, при Константине арку лишь перестроили из старого монумента.
«Сенат и народ Римский посвящают эту великую триумфальную арку императору Цезарю Флавию Константину Великому, Пию, Феликсу, Августу, поскольку вдохновленный богами и осененный благородным духом, со своей армией он отомстил за государство тирану и его присным одной силой своих рук».
Нам известно, откуда появились на арке все эти скульптуры: четыре панели Траяна (две в главном проеме и две по коротким сторонам) были частью единого непрерывного рельефа из базилики Ульпии, находившейся на форуме Траяна, так же как статуи дакских пленников; восемь панелей Аврелия (две на обеих длинных сторонах) взяты с арки, которую возвели в честь побед Марка Аврелия над германскими племенами и которая стояла на склоне Капитолия.
Фигуры богини Победы, божеств рек и времен года, медальоны на коротких сторонах арки и фриз, занимающий по высоте половину фронтона на боковых сторонах арки и посвященный великим историческим событиям — все это относится ко времени правления Константина.
Общая организация художественного решения основана на гармоничных переходах из одной темы в другую, на сложной системе симметрии и связей. На южной стороне, обращенной от города, изображены военные эпизоды, а на северной, обращенной к Колизею, — картины мирной жизни и общественные деяния императора.
Последние исследования памятника показали, что арку не возводили по чертежу. Ряд открытий говорит о том, что Константин использовал для арки уже готовое сооружение. Возникла теория, что арка, у которой первоначально был один проем, была возведена в эпоху Флавиев (возможно, ее построили в честь Домициана) и потом лишь перестроена, и в ней проделаны боковые проемы.
Возможно, самое главное, что удалось установить, изучая ранее использованные плиты, заключается в том, что медальоны, укрепленные на главных сторонах арки, ранее не использовались.
На участке между аркой Константина и Колизеем находился исполинский фонтан, чьи руины можно было увидеть до того, как их окончательно снесли в 1930-х годах во время работ на виа дель Трионфи и виа дель Империй. Фонтан построили при Флавиях в очень значимом месте — перекрестке множества дорог, сходящихся сюда, и границе четырех или, может быть, пяти районов империи. Сооружение представляло собой конус высотой 17 м с диаметром у основания 7 м, покрытый орнаментом из цветов и окруженный большим бассейном.
Колоссальный монумент, который Нерон воздвиг перед вестибюлем Золотого дома, был заказан греческому скульптору Зенодору. На его установку императора вдохновил знаменитый Колосс Родосский. Размеры статуи были восстановлены по античным пользовались в других сооружениях, а принадлежали памятнику, вторая стадия сооружения которого происходила при Адриане.
Константин, таким образом, использовал эту арку как основу конструкции, которую изменил и дополнил новыми элементами. По-другому обстояло дело с фризами Траяна, которые сняли с другого монумента и установили на арке Константина.
Высота статуи была около 35 м, поэтому когда Адриан захотел передвинуть монумент, ему пришлось использовать платформу, запряженную 24 слонами. После смерти Нерона сооружение не стали ломать, но следующие императоры переделали его в статую Гелиоса, а затем в статую Геркулеса.