Вилла Адриана представляет, пожалуй, самый яркий пример загородного поместья в Риме. Она включает постройки на разных уровнях и занимает площадь более 129 га на склонах Тибуртинского холма к юго-западу от Тиволи.
Вилла стала совершенным образцом соединения природы и архитектуры, с монументальными зданиями, гармонично включенными в особенности ландшафта.
Архитектурные решения достигли таких высот в разнообразных сочетаниях классического и новаторского, что предвосхитили многое из последующего развития «застывшей музыки».
Источники сообщают, что император Адриан принялся за возведение комплекса на месте прежней застройки времен Республики, после того как вернулся из своего первого путешествия по восточным провинциям.
Строительство проходило в два этапа: между 118 и 125 гг. н. э. и между 125 и 133 гг. Похоже, на Адриана так повлияло увиденное в поездке, что он решил увековечить все, что осталось у него в памяти, построив внушительные здания, вызывающие ассоциации с Египтом и Афинами.
Как единое целое вилла представляет собой ряд частных покоев и общественных зданий (выстроенных в живописном порядке, соединенных великолепными портиками и перистилями), а так же бассейнов и фонтанов. Обслуживая господ, слуги пользовались криптами, спрятанными от взоров гостей.
Вилла, которой пользовался сначала Адриан, а потом его наследники, стала местом, где можно было проводить досуг и заниматься делами.
МАРШРУТ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
По прибытии на виллу сначала мы попадаем в картинную галерею — поэкиле — латинское название происходит от украшенного живописными произведениями одноименного портика в древних Афинах, под которым гуляли и спорили античные философы.
Галерея занимала обширное пространство (237 на 97 м), вдоль ее коротких закругленных сторон шли четырехъярусные портики с колоннами и перекрытием, а посредине находился водоем в окружении зелени.
Чтобы создать это грандиозное сооружение, пришлось выровнять весь участок, подняв его юго-западную часть и построив там ряды трех- и четырехэтажных строений, так называемые 100 комнат, которые использовались под склады и жилье.
На другой стороне находился Холм философов — прямоугольный зал с апсидами, в стенах которого были устроены семь ниш, слишком мелкие, чтобы установить в них статуи философов, как предполагалось вначале, но достаточно просторные для стеллажей библиотеки.
Отсюда мы можем перейти прямо в Морской театр, одно из самых красивых сооружений комплекса и место, где Адриан отдыхал и предавался уединению. Это место представляло собой виллу в миниатюре, круглую в плане, с перистилем в центре и девятью комнатами вокруг него.
Помещение находилось на окруженном рвом с водой маленьком островке, куда вели два подъемных мостика. Вся территория Морского театра была окружена стеной и портиком с ионическими колоннами.
Это было отдельно стоящее здание из кирпича и туфовых блоков, в котором было круглое помещение с нишами в стенах, а на верхнем уровне помещался круг пруда, где разводили рыбу; а на западе было строение с тремя экседрами, которое, по-видимому, служило помещением для официальных пиршеств.
Двигаясь к югу, мы подходим к Большим и Малым термам. Архитектурные решения некоторых зданий достаточно смелы, например, восьмиугольный зал Малых терм с его попеременно плоскими и закругленными стенами или гимнастический зал и вестибюль Больших терм.
На юго-восточной окраине виллы внезапно открывается вид на зал, восьмиугольный снаружи и круглый внутри, перекрытый куполообразной крышей.
Вернувшись снова к термам, мы можем осмотреть северную часть виллы. Пройдя мимо Претория, который на самом деле выполнял роль складов и представлял собой ряд довольно узких комнат на нескольких уровнях, и продолжая двигаться дальше, мы попадаем в так называемую Золотую площадь, заслужившую свое название благодаря роскоши убранства и искусным архитектурным решениям.
Через восьмиугольный вестибюль с куполом из треугольных сегментов, установленных на арках с консолями, и расположенными через одну прямоугольными и полукруглыми нишами в стенах мы попадаем в огромный перистиль с бассейном посредине. Внутренний дворик первоначально был окружен портиком с двумя апсидами. Колоннада состояла из 60 колонн из гранита и итальянского мрамора.
В конце находился восьмиугольный зал, в который выходило несколько комнат. Перемежающиеся выпуклые и вогнутые стены поддерживались каждая двумя колоннами.
Вернувшись обратно и продолжая двигаться на север, мы можем посетить дворец-нимфей, а дальше к западу — зал с дорическими колоннами, представляющий собой настоящую базилику. Отсюда через зал и проход с двумя колоннами и антами можно попасть, пожалуй, в самое главное сооружение виллы: Тронный зал.
Торжественность обстановки подчеркивает не только расположение зала в самом сердце дворца, но и ценные материалы, которые использовались при его отделке (для Тронного зала брали самый лучший мрамор, которого больше нет нигде во всем комплексе).
Зал имеет прямоугольную форму с апсидой в дальней стене, где, по-видимому, восседал император, отделенный от обычных смертных.
Продолжая следовать дальше, минуем перистиль и оказываемся во внутреннем дворе библиотеки. Это самая старая часть дворца, где находился центр виллы, построенной во времена Республики.
Далее находятся две комнаты с крестовыми сводами, которые раньше считались помещениями библиотек — греческой и латинской. Теперь полагают, что здесь находился летний триклиний, расположенный на нескольких уровнях, связанных трапецевидными портиком, и окруженный мелкими комнатами.
К северу находится Павильон удовольствий с длинной террасой, открывающейся на Долину удовольствий, названную так по одноименному месту в Фессалии. Трехэтажное сооружение состоит из большого открытого зала и бельведера с боковыми комнатами, которые могли использовать для жилья охранники.
Поэтому считается, что здесь находился главный вестибюль виллы. Пройдя насквозь к концу террасы, мы оказываемся у храма Венеры — небольшого круглого храма с внушительной экседрой, окруженного дорическими колоннами. За дорогой сохранились остатки небольшого Греческого театра, в котором давали спектакли для придворных (он вмещал всего лишь 500 зрителей).
На склоне холма сохранилась часть зрительских мест, с которых видна сцена на прелестном фоне окружающих виллу холмов.
В центре водоема возвышался пилон, заканчивающийся в форме масляной лампы с семью фитилями, из носиков которой били струи воды.
Стоящее по правой стороне Виа ди Диана строение представляет собой одно из лучших сохранившихся зданий, где жилье сдавалось внаем. Оно было построено во 2 в. н. э. и состояло из расположенного внутреннего двора, откуда свет попадал в помещения, и ряда лавочек, выходивших на улицу.
Название улицы объясняется тем, что здесь было обнаружено святилище богини Дианы.