Раннемосковское зодчество активно впитывало в себя традиции западной архитектуры. Примеры такой преемственности можно найти не только в Москве.
Одним из важнейших архитектурных памятников Отечества является комплекс Троице-Сергиевой Лавры. Барочные черты присущи здесь некоторым более поздним ее сооружениям.
Возникновение Лавры неразрывно связано с именем Святого Сергия Радонежского, в миру Варфоломея. Он появился на свет в первой четверти XIV в. в селе Варницы близ Ростова в семье боярина Кирилла и его жены Марии.
Для Руси это было тяжелое время. Ростов только оправлялся от жестокого разорения монголами. Не лучше дела обстояли и в Москве, где власть забрал Иван Калита, который стал вмешиваться в дела ростовского князя — своего зятя. В 1328 г. родители Варфоломея покинули родные места и перебрались на Радонеж.
После их кончины юноша уступил брату Петру свою часть наследства и отправился в окрестные леса искать места для пустынного житья. Вскоре об отшельнике Сергии Радонежском пошла людская молва. Вокруг его жилища на холме Маковец начало разрастаться поселение. В 40-х гг. XIV в. оно и превратилось в небольшой монастырь.
Первые его постройки были деревянными. Первое каменное сооружение монастыря — четырехстолпный крестово-купольный Троицкий собор — начал возводиться в 1422-м — в год, когда Сергий был причислен к лику святых.
Любопытно, что собор строился при участии сербских монахов, спасавшихся в стенах монастыря от турецкой экспансии на Балканах. Этот собор остается в отечественной истории одним из хороших образцов московского белокаменного зодчества XIV-XV вв. Полтора века спустя был построен Успенский собор. К тому времени Троицкий монастырь уже был обнесен крепостной стеной.
Благодаря своим каменным крепостным стенам Лавра немного напоминает кремль. Они были возведены к середине XV! в. и надстроены после окончания Смутного времени. Толщина стен, образующих в плане неправильный четырехугольник, варьирует от 6 до 10 м; их высота — 814 м; общая протяженность стен превышает километр.
Во время Смуты во многом благодаря этим мощным оборонительным сооружениям Лавра выдержала 16-месячную осаду польских войск. В то время взрывом была разрушена угловая восьмигранная Пятницкая башня стены. После восстановления в 1640 г. она стала шестиярусной.
Строительство Лавры продолжалось до XIX вв. В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает более 50 зданий. Помимо Успенского и Троицкого соборов, церкви Сошествия Святого Духа и колокольни, среди них необходимо отметить здание Трапезной.
Оно существовало с самых ранних лет возникновения монастыря и было существенно перестроено в конце XVII в. К ее барочным элементам можно отнести резные полуколонки и живописные наличники, украшенные стилизованными изображениями кистей винограда.
Сооружение широкого свода Трапезной стало заметным инженерным достижением в русской архитектуре XVII в.
Декор Трапезной перекликается с оформлением церкви Рождества Иоанна Предтечи. Она находится на восточной стороне Лавры, над аркой, которая до середины XVI в. служила главным входом в монастырь.
Отсюда иное название церкви — Надвратная. Она была построена в самом конце XVII в. на средства промышленника Григория Дмитриевича Строганова (16561715) и стала прекрасным образцом так называемого строгановского направления в московском барокко.
Любопытно, что такой же пример дает и Смоленская церковь, построенная примерно в то же время по указу Г.Д. Строганова в принадлежавшем ему нижегородском селе Гордеевка.
Ко второй половине XVII в. относится дата завершения строительства так называемых Царских чертогов. Это сооружение служило царю Алексею Михайловичу своеобразной личной «гостиницей», в которой он вместе со своей многочисленной свитой останавливался во время нередких визитов в Лавру.
В стиле «елизаветинского барокко» на территории Лавры построена изящная Смоленская церковь. Это работа основателя первой российской архитектурной школы Дмитрия Васильевича Ухтомского (1719-1784).
При Елизавете Петровне он фактически был главным зодчим страны. Черты барокко в оформлении Смоленской церкви проявляются в ее выпуклых и вогнутых криволинейных гранях и резных каменных балюстрадах. Восьмигранный купол украшен изящным «фонарем» с узкими арочными окнами.
Хотя строительство колокольни по проекту И. Ф. Мичурина и Д, в. Ухтомского закончилось к 1767 г., ее облик удачно вписался в комплекс Лавры. Массивное основание создает ощущение легкости верхней части, поднятой на 88 м. Колокольню венчает золоченая главка в форме раковины.
Заканчивая рассказ о Троицко-Сергиевой Лавре, стоит вернуться к фигуре Сергия Радонежского. Благодаря его усилиям все русские воины объединились перед Куликовской битвой под началом Дмитрия Донского.
Сам Дмитрий Иоаннович перед сражением молился вместе с Сергием и получил его благословение. Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 г. и через шестьдесят лет был причислен к лику святых.
Он не оставил после себя ни строчки рукописных поучений. В отличие от многих других христианских святых, чья история успела за многие сотни лет обрасти фантастическими рассказами, житие Сергия не поражает чудесами — событиями, которые многие современные люди сочли бы невероятными.
В его жизни был лишь каждодневный труд, любовь к людям и радение за родной край. По примеру Троицкого монастыря на Маковце ученики Сергия стали создавать другие монашеские обители. В то время на Руси так появилось более сорока монастырских обителей.
Древним храмом Лавры является церковь Сошествия Святого Духа. Она была построена псковскими каменщиками еще в 1476 г. Ее любопытной архитектурной особенностью является звонница, расположенная в основании барабана купола. Таким образом в одном здании храм соединялся с колокольней.