Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Церковь Баль-де-Г рас относится к наиболее важным барочным ансамблям Парижа. Основана она Анной Австрийской, супругой Людовика XIII, которая после долгого бездетного брака дала обет построить великолепную церковь для бенедиктинского монастыря в Валь-де-Грас, если родит сына. Церковь проектировал Франсуа Мансар, создавший храм с нефом и купольным завершением, размеры которого превышали ширину центрального нефа.

Фреску на огромном куполе Минь- яр написал по образцу собора св. Петра. Бог изображен в небесной славе, в окружении святых и мучеников, а также важнейших церковных пастырей. Круговая композиция фрески вмещает более двухсот фигур. Изображенная в нижней части основательница церкви, ведомая св. Людовиком, представляет проект здания. Фреска была с восторгом принята современниками, и ее среди прочих отметил и Мольер.

Миньяр написал "Персея и Андромеду" для Великого Конде (как именовали принца Луи II Бурбона), и она находилась в его коллекции в Шантильи. Картина принадлежит к длинному ряду мифологических полотен, созданных художником.

На ней изображена сцена из легенды о Персее, описанная Овидием в "Метаморфозах". Персей, сын Зевса и Данаи, обезглавив Медузу, добирается на крылатом коне Пегасе до берегов Финикии. Там он видит Андромеду, прикованную цепью к скале; в наказание за хвастовство ее матери Кассиопеи, заявлявшей, что дочь превосходит по своей красоте Нереид, ее должно было проглотить морское чудовище. Цефей, отец Андромеды, обещает отдать ее в жены Персею, а в приданое царство, если герой победит чудовище и освободит дочь. Персей убивает морского дракона одним ударом меча (согласно другой версии, он выставляет перед ним голову Медузы, и чудовище превращается в камень) и женится на Андромеде. Миньяр изобразил момент, когда Персей освобождает Андромеду, и к нему спешит ликующая толпа людей во главе с царем и его женой. Вся сцена наполнена динамикой. В центре картины стоит Персей с конем Пегасом и жестом указывает на Андромеду. У ног героя лежит голова Медузы, а на переднем плане распростерто чудовище. Миньяр демонстрирует свои талант превосходного колориста, изображая обилие оттенков блестящих нарядов.

Картина, на которой Риго изобразил шестидесятитрехлетнего Людовика XIV, первоначально создавалась для подарка племяннику короля, Филиппу V Испанскому. Но она настолько понравилась заказчику, что он оставил оригинал у себя, а в Испанию распорядился отправить копию.

Стоя вполоборота к зрителю, Людовик XIV опирается правой рукой на свой военный скипетр. Король изображен при всех государственных регалиях. На нем подбитый горностаем плащ из роскошной ткани с лилиями Бурбонов на голубом фоне. За ним на возвышении виднеется трон под балдахином. Корона лежит слева на подушке, а позади помещена колонна, символизирующая достоинство, власть и выдержку.

На картине Риго Людовик XIV является блестящим символом королевской власти, а в высшем смысле и воплощением французской монархии. Художник с немалым реализмом написал черты стареющего монарха. Если в "Портрете Ришелье"   Шампень стремился отразить характер кардинала, то цель Риго состояла в утверждении статуса его августейшего заказчика.