Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Современная голландская архитектура начинается с Х. П. Берлаге, ученика Кайперса. Его отправной точкой было рациональное, неиндивидуалистическое отношение к строительной задаче, которое акцентировало внимание на важности мастерства, особенно традиции кирпичного строительства. Основная работа Берлина, Амстердамская фондовая биржа (1903 г.), изначально была образцом голландского неоренессанса, но с тех пор была упрощена в соответствии с его акцентом на пространственные качества, а не на фасадное выражение, а в большой фондовой бирже он сочетает использование кирпича с отдельно стоящими стальными балками в потолке.

Современник Берлина Виллем Кромхаут придал зданиям более индивидуальное выражение. Отель American в Амстердаме (1898–1902) является хорошим примером его способа моделирования кубической базовой формы и в то же время знаменует собой переход между европейским стилем модерн, которого никогда не было в Нидерландах, и амстердамской школой. это последовало за критикой Кромхольтом рациональной и объективной архитектуры Берлина.

Среди лучших примеров экспрессионистского использования свободных форм, которые характеризуют Амстердамскую школу, Мишель де Клеркс, два жилых массива в Амстердаме, Эйген Хаард (1921) и Дагераад (1919-22), последний в сотрудничестве с Питером Лодевийком Крамером.

Амстердамскую школу критиковали за чрезмерное декоративное использование кирпича и отсутствие конструктивной последовательности группы молодых архитекторов, которые с 1917 года собрались вокруг архитектора Тео ван Дусбурга и его журнала De Stijl. Их программа была, больше в соответствии с Берлаге, рациональным, универсальным стилем архитектуры. Некоторые из архитекторов группы также находились под влиянием Фрэнка Ллойда Райта, наиболее ярко мы можем видеть это в резиденции Дж. Уилла Папаверхоф в Гааге (1919-22) и Олимпийском стадионе в Амстердаме (1926-28), а Р. Вилла Хенни Ван Хоффа в Утрехте (1915-1919). Однако наиболее характерной работой этого периода является дом Шредера Геррита Ритвельда.в Утрехте (1924 г.), который своей композицией вертикальных и горизонтальных поверхностей и использованием основных цветов показывает большое влияние, которое художник Пит Мондриан оказал на группу.

JJP Oud был участником De Stijl, но взорвался из-за того, что он считал эстетизмом группы, удаляющим реальность, и вместе с К. ван Эстереном и Мартом Стамом стал одним из лидеров функционализма. Жилой район Удс Херелст в Роттердаме (1928–29) является одним из лучших примеров социального жилья того периода. Другими важными работами, которые способствуют укреплению значения Нидерландов для развития современного модернизма, являются санаторий Яна Дуйкера в Хилверсюме (1926–31) и фабрика Ван Нелле Л. С. ван дер Влуга в Роттердаме (1925–31). Более особенным и самобытным в региональном отношении является главная работа Виллема Маринуса Дудока, мэрия Хилверсюма. (1930), который с его асимметрично собранными объемами и использованием кирпичей также показывает влияние Берлаге и Де Стейла.

Параллельно с развитием функционализма некоторые архитекторы работали над возрождением традиции рубежа веков, и с 1924 г. речь идет о Делфтской школе, возглавляемой М. Ж. Гранпре Мольером, который был профессором городского технического колледжа. Когда программы государственного жилищного строительства были прекращены в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, модернизм потерял важную арену, и традиционалисты получили преимущество. Помимо возвращения к собственным традициям страны, импульсы были почерпнуты у скандинавских архитекторов, а также у музея Бойманса-ван Бёнингена (1928–35), спроектированного А. Дж. ван дер Стеуром, и ратуши в Энсхеде. (1928–33), спроектированный Гийсберта Фридхоффа, показывает явное влияние шведских архитекторов Р. Эстлунда и Г. Асплунда.

Период сразу после Второй мировой войны отмечен планированием амбициозных реставрационных работ. План К. ван Эстерена по расширению Амстердама на запад с 1934 года был теперь реализован, и Дж. Х. ван ден Брук и Джейкоб Б. Бакема подготовили план для больших частей центра Роттердама. Работа по планированию в обоих случаях была основана на идеях ЦИАМ, и последующее развитие центра Брука и Бакемы, Лийнбаан (1951–63), сформировало образец для аналогичных разработок центров в других странах. Раскол между традиционалистами и модернистами постепенно стирался, поскольку традиционалисты также использовали современные технологии для достижения целей, поставленных реставрацией.

Наряду с Бакема Альдо ван Эйк был членом Tem Ten, группы из десяти молодых архитекторов, которые организовали десятый конгресс ЦИАМ в 1965 году. Ван Эйк считает себя модернистом, но так рано потребность в расширении инструментов архитектора и архитектуры регистрации, а детский дом (1955–60) и особенно материнский дом Хубершуйса (1981), оба в Амстердаме, отличаются сложностью и пышностью, выходящей за рамки современного международного модернизма. Ван Эйк оказал решающее влияние на Германа Герцбергера, который со структуралистской точки зрения формирует здания как городские организмы.

Недавняя голландская архитектура демонстрирует фундаментальную привязанность к идеям модернизма, поскольку они развивались со времен Берлина. За десятилетия постмодернистского бунта, и не в последнюю очередь благодаря работам Ван Эйка, архитектуре было добавлено большее разнообразие и более личное выразительное выражение, которое, тем не менее, не подпадает под обычное постмодернистское стремление к чистой сценографии. Примерами этого обновления модернизма являются Рем Колхас (офис OMA) с театром танца в Гааге (1987 г.) и жилой квартал Byzantinum в Амстердаме (1991 г.) и офисный ресторан MECANO’s на набережной в Роттердаме (1990 г.). Проект Джо Коэнена Голландского архитектурного института в Роттердаме (1993 г.) с его коллажной компиляцией различных томов представляет собой визуализацию принципов современной архитектуры.