Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Когда при Кристиане IV правительство переместилось в Копенгаген, в стране начался краткий период расцвета маньеристической и раннебарочной архитектуры, ориентированной на подражание голландскому зодчеству. В это время возник летний дворец при резиденции в Розенборге (1607-1617) и Биржа (1619-1631, 1639-1640), построенные Хансом ван Стенвинкелем Младшим. Резиденция в Розенборге представляет собой просторное здание с высокой крышей со слуховыми окнами и щипцами; по некоторым свидетельствам, король лично нарисовал план здания. Самый масштабный проект начала XVII века — восьмиугольную городскую площадь — не удалось осуществить из-за разразившейся Тридцатилетней войны.

Образцом стиля барокко в Дании стал дворец Шарлоттенборг, строительство которого началось в 1672 году. Самым крупным архитектором описываемого периода был Ламберт ван Хавен (род. в 1630). Он учился в Италии, но в его работах ясно читаются черты голландской архитектуры.

Церковь Христа Спасителя в Кри- стиансхавене представляет собой центрический объем, сочетающий в плане греческий крест с прямоугольными пространствами на углах. Мастер использует модель, получившую развитие в протестантском церковном зодчестве в северных областях Нидерландов. Пинакль в виде спирали был сооружен на башне уже в XVIII веке (мастер Лаурис де Тура). Влияние итальянской архитектуры можно обнаружить в напоминающем виллу ансамбле Софи-Амалиенборг в Копенгагене.

В середине XVIII столетия архитектура вновь переживает период расцвета. В 1754 году начинаются работы по расширению площади Амалиенборг и церкви Фредерикскирхе. Создание этого ансамбля шло в русле традиции французского градостроительства и, что более важно, датского рококо. Ядром ансамбля является восьмиугольник, главные оси которого продолжаются городскими улицами, а диагонали акцентированы размещением на них четырех дворцов, на фасаде каждого их которых подчеркнута центральная часть.

В центре второй, прямоугольной, площади расположена Фредерикскир- хе (закончена лишь в 1849 году). Автор проекта Николай Эйтвед (1701-1754) — много путешествовавший садовник и архитектор-дилетант, работавший с Пёппельманом. Влияние дрезденского архитектора во многом определило облик его первой большой работы — дворца Кристиансборг (1733-1745). Будучи придворным архитектором Кристиана VI и Фредерика V, Эйтвед занимал пост президента Академии художеств в Копенгагене.

Лаурис де Тура (1706-1759) также обрел некоторую европейскую известность, возведя свой "венский" эрмитаж в копенгагенском Оленьем парке и пинакль на церкви Спасителя в духе Борромини.