В руках Мис ван дер Роэ рационализм архитектуры получил антифункциона- листский характер стал рационализмом формы.
Он сблизился с рационалистической идеологией классицизма, переводя в понятия XX века суть теорий аббата Ложье и Дюрана. От абстракций «хрустального ларца», таких, как Краун- холл в Чикаго, творчество Миса эволюционировало к воплощению средствами техники середины XX века архетипа классического храма.
Его черты намечались в неосуществленном проекте офиса фирмы Бакарди на Кубе (1957) и реализованы в последнем крупном произведении Миса — здании Национальной галереи на Кемперплатц в Западном Берлине (1962-1968).
«Галерея стоит обособленно, в своей пространственной изоляции и вневременности. Из всех зданий Миса это наиболее классично по ощущению. Это — храм искусств на рукотворном акрополе».
Здесь Мис открыто показал единство с шинкелевской традицией, которое в латентной форме было присуще ему и в начале американского периода творчества (что почувствовал уже в конце сороковых проницательный эрудит Ф Джонсон). Но путь его был долог, требовал высокой профессиональной культуры и мастерства, а результат — спокойная гармония храма из черного матового металла и полированного стекла — открывается только созерцанию отрешенному от житейской суеты
Подобный путь неприемлем для коммерческой архитектуры и, тем более, — для идеологического мифотворчества. Отыскивая новые пути, многие «мисианцы» исходили от латентного классицизма «стиля Миса». Процесс в области амери- Архитектор Эдвард Дьюрелл Стоун канской официальной архитектуры получил прямой толчок извне, от государст-
Павильон США на Всемирной выставке венной администрации Была отмечена неэффективность «стиля Миса» для 1957 внедрения мифов «американского мира» внутри и вне страны. К тому же эфемерность и жесткая геометрия стеклянных стен, надо полагать, изначально была не по душе работникам американского государственного аппарата, всегда тяготевшим к монументальной представительности и солидной декоративности
В 1954 г. Управление строительных операций за рубежом Госдепартамента США распределило среди архитекторов заказ на 50 зданий для американских дипломатических служб в различных странах мира Директива, которой должны были руководствоваться архитекторы, включала такое положение: «Для того, чтобы создавать впечатляющие и выразительные работы, проектировщик должен серьезно изучать местные условия климата и участка, понять местные обычаи и проникнуться симпатией к ним»35. Принцип универсальной формы был недвусмысленно отвергнут, сделан мягкий намек на желательность некой версии традиционализма или историзма.
Первым американским архитектором ответившим на это пожелание, был Эдвард Дьюрелл Стоун (1902-1978). В 1954-1958 гг он создал здание американского посольства в Дели Здание поднято на импозантный подиум, заключающий в себе стоянки для автомобилей.
Посольские офисы образуют замкнутое двухэтажное каре вокруг сада с бассейном. Фасады скрыты солнцезащитной орнаментальной решеткой из бетона с мраморной крошкой — упрощенной версией резных гипсовых преград традиционной индийской архитектуры. Анодированные легкие металлические опоры несут горизонтальную плиту кровли Архитектор Минору Ямасаки с большим выносом, образуя подобие периптера Подобная же схематизация
Структурная основа построек исходила от «хрустальных ларцов» Миса, но знаки классического доступные восприятию на уровне массовой культуры, переводили их в категорию псевдоисторизма, отмеченного красивостью кича.
Второй лидер этой американской версии неоклассицизма — Минору Ямасаки (1912-1986) — ориентировался на психологию потребительского общества, стремясь предложить «архитектуру для радости», противостоящую прагматизму и технизации окружения человека.
Его ранняя неоклассическая постройка — центр конференций университета Уэйна в Детройте (1958) — симметричное здание, «расщепленное» на всю высоту пространством холла с витражами на торцах и покрытием, ячейки которого заполнены стеклянными многогранниками. Разделенные на два этажа боковые нефы имеют складчатые перекрытия.
Декоративный сад с бетонными плитами-островами, скалами и скульптурой посреди прямоугольного бассейна дополняет зрелищность композиции, которая стала как бы записью впечатлений длительного путешествия: готика, мрамор Тадж-Махала, японские сады…
В 1959 г. Ямасаки, под влиянием успеха Стоуна в Брюсселе, построил здание компании «Рейнолдсметалл» в Саутфилд, Мичиган, навесные ограждения которого прикрыты орнаментальными решетками из анодированного алюминия.
Позже Ямасаки создал ряд «готических» сти- Архитекюр Вальтер Гропиус лизаций среди которых — ажурные структуры Павильона науки на выставке
Крупнейшим зданием, построенным по заказу Госдепартамента США спровоцировавшим появление новой версии неоклассицизма, стало посольство США в Лондоне. Его создал в 1955-1960 гг Эеро Сааринен.
Георгианский характер Гросвенор-сквер. где расположено здание, продиктовал симметричность и замкнутость постройки, для которой архитектор использовал массивные сборные железобетонные конструкции, определившие ритмический строй композиции.
Элементы фасадов получили облицовку портлендским камнем, подобно другим зданиям площади. Как уже отмечалось выше, перед соблазном официального заказа не устоял и Гропиус один из отцов-основателей «новой архитектуры», заявлявший в свое время о категорическом неприятии историзма.
Он с бригадой ТАС построил посольство США в Афинах как геометризированную схему античного периптера (1956-1961).