Архитектурный облик столицы Каталонии – Барселоны начал формироваться с конца Х века после освобождения города из-под власти мусульман. В 988 году по указу графа Бореля II начались восстановительные работы, которые продолжались на протяжении пяти веков. Этот период по праву считается эпохой расцвета Барселоны.
Среди архитектурных памятников того времени следует упомянуть здание резиденции «Ла касса де Лардиака», построенное примерно между 1370 и 1380 годами на месте древнеримских развалин. В это же время с 1380 по 1392 год была построена Ла лотжа – большой готический зал, состоящий из трёх кораблей. До 1970 года в её здании располагалась знаменитая художественная школа, где в своё время учился Пабло Пикассо.
В 1378 г. в Барселоне была построена верфь, хорошо сохранившаяся до наших дней. Её место сегодня по праву занимает Морской музей.
Мировая слава Барселоны, как архитектурной жемчужины Европы, неразрывно связана с именами трёх великих архитекторов, творивших на рубеже XIX-ХХ веков – Антонио Гауди, Доменеча и Монтаэра и Джозепа Поижа и Кадафалча.
Безусловно, самым выдающимся из них был Антонио Гауди. Одна из первых его работ – перестройка жилого дома Casa Batllo в районе Эшампле в 1904-1906 годах. Фасад здания украсили декоративные детали из тёсаного камня, лишённые прямых линий. Одним из наиболее загадочных творений Антонио Гауди считается дом Casa Mila, который ещё называют La Pedrera (1906-1911 г.г.) – «каменоломня» за его причудливый внешний вид. Внешний облик дома – стены, фасад и кровля имеют волнистые очертания. Внутренние перегородки, напротив, сделаны в виде ломаных линий.
В 1900 году Гауди приступил к осуществлению ещё одного проекта – Park Guel (1900-1905 г.г.), названного в честь своего друга — бессменного инвестора и мецената Эусебио Гуэля. Парк разместился на склоне горы Монте Пилада (Лысая гора) на площади в 15 гектаров. Бродя по извилистым дорожкам Park Guel, по замыслу его создателя, посетители должны проникнуться духом и добродетелями Каталонии. Практически нетронутой осталась природная растительность, среди которой расположились объекты парка в своеобразной последовательности, напоминающей сжатую пружину.
И всё же главным творением гениального архитектора стала Церковь Святого семейства или Sagrada Familia, строительство которой началось в 1884 году и которая так и осталась незавершённой до наших дней. Своим обликом собор напоминает гигантскую сталактитовую пещеру. Колонны внутри собора ветвятся подобно деревьям в окружении изящного декора в виде ракушек, цветов и листьев.