В I в. н.э. границы Римской империи простирались от побережий Средиземного моря на юге до Британских островов на севере; от Гибралтарского пролива на западе и почти до берегов Каспийского моря на востоке.
Покоренные народы знакомились не только с силой римского оружия, но и с культурными достижениями империи, с ее языком, законами и техническими навыками. Своеобразным «архитектурным последствием» этого явления стала так называемая романская архитектура.
Этот стиль зодчества возник на территории Западной Европы в Х-ХИ вв. Мощные крепости, замки и храмы, которые возводились в то время, явно несли отпечаток римского влияния. Оно выражалось в лаконизме силуэта и декора, в небольших окнах и мощных стенах, которые брали на себя нагрузку вытянутого свода.
Типичным сооружением романской архитектуры является трехнефная базилика. Обычно в плане она имеет вид вытянутого, латинского креста; главная ось здания пересекается трансептом.
Предалтарное пространство расширяется за счет апсиды. Позже число апсид начинает увеличиваться; в дополнение к ним появляется пространство нартекса. Древние римляне прекрасно владели техникой создания арок и цилиндрических сводов. Они использовали для их фиксации так называемые замковые камни; это умение было перенято романской архитектурой.
Строительные приемы и навыки римлян по-разному развивались на территории различных народов Западной Европы. В результате возникли различные направления романской архитектуры.