Современная архитектура или модернистская архитектура, также известная как модернизм, представляет собой стиль, восходящий к 1900-м годам. Это была реакция на широкомасштабное развитие строительных технологий. Основная идея состоит в том, чтобы подчеркнуть функциональность и отказаться от орнамента и декора за счет рационального использования материалов, в частности, стекла, стали и железобетона. Стиль, который охватывает минимализм, современная архитектура оставила значительный след в архитектурной сцене.
Ответ на предыдущие стили
Примерно в конце 19 века немногие архитекторы начали бросать вызов более традиционным стилям изящного искусства и неоклассицизма, которые доминировали в Европе и США. Одним из таких был легендарный американский архитектор, а именно Фрэнк Ллойд Райт. Он решительно отказывался ассоциироваться с каким-либо конкретным архитектурным движением, поэтому изобрел свой неповторимый стиль.
Не имея формального академического образования в области архитектуры, он начал работать в чикагском офисе своего наставника Луи Салливана, которого считали «отцом модернизма» и «отцом небоскребов», поскольку он был первым, кто популяризировал принцип «форма следует за функцией». 1896 г., а также первым, кто построил высотные здания со стальным каркасом в Чикаго. Оба, наряду с Генри Хобсоном Ричардсоном, известным своим стилем возрождения, «ричардсоновским романским стилем», позже были признаны «признанной троицей американской архитектуры».
Центр Салливана (затем Карсон, Пири, Скотт и здание компании) по Louis Sullivan (1904-1906) | Источник: cityland.uli.org
Райт, который ранее был известен своими домами в прериях, намеревался освободиться от всех традиционных заповедей, включая свой прежний фирменный стиль, поэтому он работал над домами, украшенными текстурированными цементными блоками, которые позже были названы «стилем майя» в честь пирамид древней цивилизации. По этой причине он был признан выдающейся фигурой современной архитектуры, поскольку, хотя небоскребы со стальным каркасом начали появляться в США с конца 19 века, фасады этих зданий все еще были богато украшены в неоготическом, неоготическом стиле. Ренессанс и архитектурный стиль Beaux-Art. Некоторое время до 1922 года он экспериментировал с серийным модульным жильем. Затем он определил эту архитектуру как «усонианскую», которая представляет собой объединение «США», «утопического» и «органического социального порядка».
Остановка в США
В 1929 году началась эпоха Великой депрессии, которая серьезно повлияла на бизнес Райта. Меньше богатых клиентов хотели экспериментировать с его усонским стилем. С 1928 по 1935 год он построил всего два здания: отель недалеко от Чандлера, штат Аризона, и, возможно, лучшую свою работу за все время, Fallingwater, дом выходного дня в Пенсильвании, который он спроектировал для пары Лилиан и Эдгара Дж. Кауфманов. Это впечатляющее сооружение, состоящее из бетонных плит, подвешенных над живописным водопадом; живописное слияние природы и архитектуры.
В то время как Fallingwater является одним из самых известных современных архитектурных сооружений американского архитектора, первым домом в современном стиле в США будет дом Шиндлера австрийского архитектора Рудольфа Шиндлера, который он построил в 1922 году. Он также внес свой вклад в американский модернизм своей работой Lovell. Пляжный домик в Ньюпорт-Бич. Другой австрийский архитектор Ричард Нойтра, переехавший в США в 1923 году, спроектировал Дом здоровья Ловелла в Лос-Анджелесе для того же клиента, став значительной силой в американской модернистской архитектуре.
Модернизм в Европе
В Европе современная архитектура была создана ранними модернистскими архитекторами во главе с Вальтером Гропиусом и Людвигом Мис ван дер Роэ в Германии, Ле Корбюзье и Робертом Малле-Стивенсом во Франции и Константином Мельниковым в Советском Союзе. Они направлены на то, чтобы подчеркнуть формы и исключить любой декор. В 1890-х годах Виктор Орта и Эктор Гимар начали движение в стиле модерн в Бельгии и Франции соответственно, представив новые стили украшения, основанные на растительных и цветочных формах. Стиль процветал какое-то время, пока его не сменил ар-деко, который начал подниматься после Первой мировой войны, когда стилизованный декор и модернистские формы дополняли друг друга.
Как и Райт, европейские архитекторы экспериментировали с материалами и методами, которые давали им возможность создавать новые формы. Огюст Перре и Анри Соваж первыми применили железобетон для многоквартирных домов еще в 1903-1904 годах. Ранее использовавшийся только для промышленных конструкций, железобетон предлагает адаптируемость для создания больших пространств без необходимости опорных колонн, становясь эффективной заменой кирпича и камня в качестве основного материала для современной архитектуры.
В следующем году Перре в одиночку спроектировал первый бетонный гараж на улице Понтье, 51 в Париже, где бетон был оставлен голым, что свидетельствует о честном использовании материалов. Он также был автором шедевра железобетонной конструкции — Театра Елисейских полей (1911–1913). Благодаря использованию бетона ни одна колонна не закрывала вид на сцену, что максимально увеличивало впечатление зрителей внутри.
Характеристики модернистской архитектуры
Довольно легко отличить современную архитектуру от традиционных архитектурных стилей. Простая и прямолинейная современная архитектура отличается чистыми линиями без какого-либо орнамента; охватывая меньше более ценно глубоко. Акцент делается на горизонтальной массе с широкими свесами крыши и наклонными плоскостями. Стекла используются щедро, чтобы впустить как можно больше естественного света в интерьеры открытой планировки.
Что касается материалов, современная архитектура включает в себя современные системы, такие как стальные рамы, открытые бетонные блоки, навесные стены, ленточные окна и интерьеры без колонн. При этом натуральные материалы не чужды модернистской архитектуре. Иногда используются дерево, камень и кирпич, хотя и в упрощенном виде.
Современная архитектура не воспринимала структурные инновации легкомысленно. Асимметричные композиции и геометрические формы равнозначны стилю, определяющему функциональный дизайн архитектуры. Особенно это связано с тем, что форма следует функциональному принципу модернизма.
Эволюция современной архитектуры
С момента своего рождения модернистская архитектура развивалась в различных вариациях по всему миру. В Германии модернизм был синонимом Баухауза, основанного Вальтером Гропиусом в 1919 году. Приближаясь ко Второй мировой войне, многие известные архитекторы Баухауза мигрировали в США, представив стиль, который позже был переименован в международный стиль. Он развивался в стране дальше, пока его не сменил постмодернизм во главе с Луи Каном и Ээро Саариненом.
В Великобритании тонкие намеки на модернизм появились в начале 20 века на фоне сильного влияния классицизма. Одним из первых современных зданий в Британии было здание Питера Берена, построенное в 1925 году, в годы, когда ар-деко становился популярным. После Второй мировой войны модернизм в Британии превратился в то, что было известно как новый брутализм, вдохновленный работами Ле Корбюзье.
Голландские архитекторы приняли модернизм в форме De Stijl (Стиль) с сильными геометрическими линиями и артикуляцией функциональных элементов. В Италии начало 20 века было временем, когда фашисты доминировали в правительстве, сдерживая поиски итальянских архитекторов современного языка и идентичности. Тем не менее, наконец, был задуман футуристический стиль, использующий обтекаемые формы с видением динамизма, скорости и безотлагательности.
Медленное появление модернизма также произошло в странах Северной Европы. Из господствующего скандинавского классицизма он превратился в функционализм. Интересно, что модернизм в скандинавских странах вышел за рамки эстетики. Это повлияло на городское планирование, строительные нормы, программы общественного строительства и социальные движения.