В 1714 г. произошла закладка дворца по проекту архитектора Готфрида Шеделя. Прорыли канал для улучшения подхода к морю и на плоской равнине разбили парк с газонами и померанцевыми деревьями в кадках. От этих цитрусовых деревьев вся усадьба и получила свое название «Ораниенбаум».

Первые 13 лет после закладки дворца были для Ораниенбаума годами большого строительства и шумной придворной жизни. Вначале и Петр I часто приезжал в новый дворец и участвовал в охоте в нетронутых лесных массивах. 1727 г. стал роковым в судьбе Меншикова: ссылка, после чего начался период упадка Ораниенбаума.

Большой Ораниенбаумский дворец расположен плавно изогнутой дугой по краю террасы. Центр здания выделен двухэтажным корпусом. Концы дуги завершаются высокими восьмигранными павильонами, соединяющимися с центральным корпусом одноэтажными флигелями спокойных членений. В одном из павильонов располагалась церковь, в другом — Японский зал.

К павильонам примыкают с юга почти под прямым углом две длинные одноэтажные галереи с колоннами, в которых жила дворня. Эти галереи вместе с южным фасадом дворца образуют парадный двор. Игорь Грабарь писал, что «Ораниенбаумский дворец свидетельствует о таком широком архитектурном размахе, какого не было в Петербурге до Леблона».

Если дворец Меншикова «был самым пышным в городе», то самым парадным изо всех тогдашних загородных дворцов был его «увеселительный дом» в Ораниенбауме. Центральный корпус Ораниенбаумского дворца, сравнительно хорошо сохранившийся, донес до наших дней формы «петровских примитивов» с сочностью их рисунка, цветистостью раскраски, продолживших радостные традиции московских «каменных мастеров».

Петровские зодчие еще робко накапливают то богатство архитектурных форм, которыми потом так ярко будут блистать Василий Мелентьев, Савва Чевакинский и великий Варфоломей Растрелли.

Петровский дворец был начат И. Г. Шеделем, завершен В. Растрелли и как образец творчества этих двух мастеров дошел до нас без переделок. В архитектуре Большого дворца в Ораниенбауме пет наслоений — есть продолжение одной идеи и претворение в более совершенных формах замыслов предшествующих мастеров. Это ценнейший памятник архитектуры эпохи становления русского барокко.

Одним из поздних загородных дворцов петровского времени был дворец в Стрельне. В нем уже анфиладное расположение залов, получившее затем развитие в дворцовых композициях Растрелли. Дворец спроектировал архитектор Н. Микетти, достраивал его архитектор Т. Н. Усов. Зеркальная гладь, орнаментальный узор цветников и подстриженные деревья создали характерный парковый пейзаж того времени.

Из крупных общественных сооружений петровской эпохи сохранились здания Кунсткамеры и двенадцати коллегий, расположенные на Васильевском острове на набережной Невы.

Постройка Кунсткамеры началась в 1718 г. по проекту архитектора Г. И. Маттарнови, продолжал работы Г. Киавери, а завершил их в 1734 г. М. Г. Земцов. Фасад здания, вытянутый вдоль набережной, разделен на три части. В центре — ступенчатая восьмигранная башня, завершенная сферой, а по ее сторонам — одинаковые прямоугольные корпуса.

Белые лопатки, филенки, наличники оживляют их стены, но не снижают общего впечатления сдержанности и строгости. Приковывает внимание башня своей яркостью и живописностью. Сложны и причудливы контуры яруса, поднимающегося над основным объемом здания.

Еще выше ярус в виде правильного восьмигранника с полукруглыми окнами без наличников. Наконец, над балюстрадой этого яруса поднимается восьмигранная вышка с куполом, венчающим всю композицию. Здание Кунсткамеры во многом напоминает живописные московские постройки XVII в.