гармония в архитектуре

Психологи утверждают, что от того, как выглядит город, напрямую зависит характер и нрав его жителей. И мы точно знаем, что в любом развитом городе никто не равнодушен к этому вопросу. Талантливых архитекторов и художников много. Значит, есть все предпосылки к тому, что страна будет становиться все красивее.

Получена мера эстетического качества в виде некоторой совокупности значений, и ни одного – единственного, так сказать канонического жесткого показателя гармоничности, а совокупности значений «от и до». Выведено наилучшее определение, как некоторой средней величины этого оптимального варианта.
Конечно же, это важно для практики потому, что на этот раз теория в виде найденных результатов предполагала практику аккумулирования сжатого опыта предыдущего проектирования архитектурного строительства. Найдены сжатые характеристики, преображённые до вполне легко читаемых, применимых на практике описаний.

Говоря о предельных значениях, проиллюстрировать это можно, например, такими экстремально противоположными примерами, как Бродвей в Нью-Йорке, который воспринимается как рукотворное ущелье, пространство, тесно сжатое великолепием небоскребов. Иная полярная экстремальная ситуация — это застройка города Бразилиа, которую создал, как известно, Немеер. Однако, надо сказать, что многие ансамбли этого города воспринимаются как разорванные, негармоничные, где здания стоят как бы сами по себе: пространство, автомагистрали, площади. Терялось ощущение целостности – то, что является специфической, специальной, профессиональной задачей архитектора: обеспечить это соотношение, эту гармонию.

Размышления об этом наводят на мысль, что, конечно же, такое соотношение в виде равенства или близкого к равенству соотношений фронта застройки и плана композиции не случайно. За ним стоят, безусловно, некоторые универсальные объективные свойства предметного мира вообще: объектов этого предметного мира, который отличает целостность, взаимосвязь частей в единое целое.
В результате продолжения этих исследований удалось описать другие основные характеристики архитектурной композиции на примере градостроительных ансамблей. Это абсолютная величина и ее воздействие на эмоциональную сферу человека, как масштабность: соответствие застройки росту человека, цвет, материалы, информативность формы, и так далее.
Упрощенно говоря, идеальной застройка получится лишь в том случае, если здания, уложенные «лицом» на свободное пространство улицы или площади, не пересекутся друг с другом и не оставят лишнего незанятого пространства.
В результате был накоплен большой материал о теории архитектурной композиции, а точнее — по системе эстетических свойств архитектуры.
Каждая из этих тем чрезвычайно важна и для дизайна, и для архитектуры, потому что архитектоника – это соответствие формы внутреннему утилитарно-функциональному, конструктивному, технологическому содержанию того или иного объекта, здания, промышленного изделия.
Поиск разгадки тайн красоты — вещь очень сложная, и, в какой-то мере, она дискуссионная во многом, тем не менее, это и привлекает к себе еще больше.