Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

 

Для Прандтауэра Мельк был не просто средством, помогавшим освоить объемные конструкции и секреты движения архитектурных масс. Именно здесь он научился планировать сложные ансамбли, состоящие из построек различной формы и назначения, которые надо объединить в единое целое. Особенности местности также обусловливали трудность поиска верного решения, поскольку порой число возможных вариантов было ограничено.

Сооружения в Дурнштайне на Дунае в нескольких милях к северу от Мелька во многих отношениях напоминают описанный ранее ансамбль. Б 1716 году Прандтауэр спроектировал комплекс зданий с западными башнями и террасой перед фасадом, учитывая взаимодействие с Дунаем, как и в Мельке. С 1724 года ответственным за строительство стал Мунггенаст, руководивший завершением работы.

Условия, с которыми встретился Прандтауэр при работе над проектом аббатства св. Флориана (Верхняя Австрия) к югу от Линца   была совершенно иной. Комплекс зданий монастыря августинцев начал возводить в 1686 году Карло Антонио Карлоне. Он создал проект церкви, основываясь на пропорциях и структурной организации иезуитской церкви Джезу в Риме. Эта схема, оче

видно, послужила образцом создания однонефного внутреннего пространства, окруженного галереями и боковыми капеллами. После смерти Карлоне над завершением ансамбля с 1706 по 1724 год работал Прандтауэр. Спроектированный им монастырский комплекс образует в плане прямоугольник. Со стороны западного фасада церкви он возвел вытянутое крыло с богато украшенным скульптурой входом и примыкающей лестницей, строительство которой было закончено уже в 1714 году. Ее ступени ведут в апартаменты императора, проходя вдоль аркад и сквозь арку с колоннами. Пранд- тауэр задумывал разместить в центральной части южного крыла монастыря изящный мраморный зал. Воплощением этого замысла он занимался до самой смерти. Зал занимает весь объем крыла, а со стороны двора даже поднимается выше уровня здания. Этот прием должен был олицетворять символическую связь с церковью: триумф веры, утверждаемый церковными учреждениями, ведет к поражению неверия. Такова была и тема фресок мраморного зала, в котором в росписях работы Мартино Альтомонте был изображен принц Евгений — победитель турок, зримое воплощение могущества власти. Его портрет был помещен в этом же зале напротив портрета императора Карла VI.

Библиотека в восточном крыле не была закончена и спустя долгое время после смерти Прандтауэра, вплоть до 1754 года. Сын Аль- томонте Бартоломео создал фрески ее свода, посвященные теме "Обручения Религии и Науки", очевидно стремясь вновь аллегорически представить единство духовной и светской власти. Монастырские здания и церковь организованы в строгом соответствии с символической интерпретацией ордерной системы. Портал, библиотека, мраморный зал и хор церкви помещены на осях, точкой пересечения которых служит монастырский двор.

Третьей частью этой триады величайших аббатств Австрии был монастырь бенедиктинцев в Кремсмюнстере, здания которого подверглись масштабной реконструкции в XVII и XVIII столетиях. В период между 1709 и 1713 годами церковь, соединявшая романские и готические элементы, получила новое барочное оформление. Около 1692 года по проекту Карлоне, работавшего в аббатстве св. Флориана, был построен имперский зал, а несколько позже Прандтауэр спроектировал парадный входной двор.

Обсерватория, возведенная в период между 1748 и 1760 годами, не принадлежит к какому-либо из распространенных типов барочной архитектуры. Появление такого здания можно объяснить соперничеством между бенедиктинцами и иезуитами: первые хотели противопоставить воспитательному энтузиазму иезуитов нечто равнозначное. Поэтому бенедиктинцы задумали построить обсерваторию как часть комплекса академии для воспитания знатного юношества, который по замыслу должен был располагаться на холме в живописных окрестностях Кремсмюнстера. Это впечатляющее здание замечательно хотя бы своей высотой. Почти подобная небоскребу центральная секция поднимается на высоту семи этажей. Ее вертикаль подчеркнута двумя широкими лопатками, выделяющими выступ на фасаде, и еще двумя, отмечающими его центральную часть. Соседние секции шириной в два окна имеют балюстрады на крыше, подчеркивающие уровень шестого этажа центральной части сооружения.

За пределами Австрии, вероятно, не существует барочных аббатств, в архитектурных замыслах которых столь ощутимо переплетались бы сакральные и светские образы. Мельк, аббатство св. Флорина и Кремсмюнстер, можно описывать почти как имперские дворцы. Однако unio mystica et terrena — соединение божественного и мирского — как нигде явно проявляется и в Клостерной- бурге. Карл VI повелел перестроить этот выстроенный в XII веке высоко над берегом Дуная рядом с Веной бабенбергским маркграфом Леопольдом III монастырь около 1730 года, когда его намеревались превратить в "Эскориал Габсбургов". Из четырех запланированных зданий было выстроено лишь одно, и работа прекратилась в 1755 году. Первоначальный план предполагал тесную связь между имперским крылом, церковью и монастырским двором. Высоко на центральном павильоне, который сегодня является жилым крылом, установлен символический трон монарха, митра австрийского архиепископа помещена над павильоном с левой стороны, в то время как над лестничным залом парил имперский орел. Незаконченный правый павильон должен был венчаться изображением испанской короны — символом печали по утерянной власти над Испанией. Это произошло потому, что император Карл VI, коронованный в 1711 году, не сумел доказать перед своим соперником, французским королем Филиппом V, собственные права на испанский трон во время войны за Испанское наследство. По условиям Утрехтского мира, заключенного в 1713 году, Британия и Голландия поручились передать Испанию под власть Бурбонов.

Концепция космократора — властителя неба и земли — во всей полноте разворачивается на фреске центрального купола имперского зала в Клостернойбурге. Художник Дани- ель Гран изобразил императора Карла VI в образе правителя Священной Римской империи, побеждающего в войнах и дарующего мир. Он восседает на троне в окружении добродетелей, искусств и наук, а Вена прославляется как "центр мира".

Политическое господство Габсбургов в Европе, воплощенное в устройстве Священной Римской империи, рассматривается в качестве противовеса французскому владычеству. Архитектура церкви св. Карла в Вене призвана была воплотить эту имперскую идею. Замысел, который Фишер фон Эрлах мечтал воплотить в Шёнбрунне, следует рассматривать с той же точки зрения. Хотя и не осуществленный в полном объеме, этот ансамбль должен был служить вызовом Версалю и центром притяжения для остальной — не французской — части Европы. В это время Париж и Вена были политическими и культурными столицами континента. Барочная концепция получила наиболее полное воплощение именно в Вене. Планы и постройки Фишера, и дворцы Гильдебрандта послужили образцами для многих архитекторов других европейских стран.