Две тенденции характеризуют процесс развития барочной архитектуры Силезии. Строительные заказы со стороны католической церкви и католической знати были сосредоточены в Вене и Праге. В XVIII веке, со времени установления господства Пруссии в этом регионе, новым важным центром контактов становится Берлин. Тем не менее продолжали существовать традиционные архитектурные стили, которым отдавали предпочтение представители религиозной и политической оппозиции. Художественные образцы новых построек искались в основном за пределами крупных центров. Вместе с великолепными пышными фасадами, основанными на использовании богемских и итальянских форм, можно обнаружить и исконные полудеревянные фасады с маленькими башнями, увенчанными луковичными главками.
Курфюрст нойбургского палатината Франц Людвиг (1683-1732), епископ Бреслау (совр. Вроцлав), слыл известным покровителем искусств. Однако церковные заказы поступали также и от орденов цистерцианцев, иезуитов и августинцев.
Рим представлял основной образец для искусства Силезии. Когда правитель Гессена кардинал Фридрих — знаток римского искусства — был назначен епископом Бреслау, он воспользовался своими связями с Вечным городом, стремясь добиться того, чтобы оформление его мемориальной капеллы в городском кафедральном соборе было выполнено представителем школы Бернини. Строительство было также поручено итальянцу Джакомо Счианци. Преемником епископа Фридриха стал курфюрст Франц Людвиг. Будучи сводным братом императора Леопольда I, он был близок к венскому двору. В период с 1716 по 1724 год его личная капелла (капелла святых таинств) — другая пристройка к собору — была возведена по проекту
Фишера фон Эрлаха. Овальный купол возвышался над прямоугольным в плане центральным объемом. Подчеркнутые вертикальные членения усиливают ощущение высоты, силы и величия.
Взгляд на кафедральный собор с восточной стороны позволяет сравнить две капеллы, расположенные близко друг к другу и разделенные только выступающим объемом готического хора. Характерное для творчества Фишера сооружение с хорошо выраженным ощущением материальности стен и высокими окнами барабана выглядит несколько более органично, чем соперничающая с ним изящная постройка в итальянском духе, лучше сбалансированная в своих пропорциях. Круглые, окруженные плоским обрамлением окна узкого барабана гармонируют с высоким сводом купола, увенчанным легким фонарем. Купол капеллы Фишера является сравнительно более плоским; на его вершине установлен фонарь, кажущийся приземистым относительно других элементов композиции.
В 1705 году Гильдебрандт также спроектировал здание для Бреслау — дом купца из Вены и имперского торгового представителя Готтфрида Кристиана фон Шрейфогеля. Строительство этого здания завершилось в 1711 году.
Во второй половине XVII века в Силезии господствующее положение занимали итальянские и австрийские архитекторы. Впоследствии, в первые десятилетия XVIII века, сюда по приглашению епископов прибывали мастера из Швабии, Баварии и Северной Германии. Различия и противоречия, неизбежные в такой ситуации, безусловно сказались на качестве барочной архитектуры Силезии.
Ближе к концу XVII века Польша переживала краткий период культурного подъема при короле Яне Собесском. Этому монарху удалось успешно разгромить турок; после вступления на престол он сыграл решающую роль в изгнании их в 1683 году от ворот Вены. Король старался создать все условия для культурного процветания своей страны. Голландский архитектор и инженер Тильман ван Га- мерен работал для королевы Марии Казимиры. В Варшаве он перестроил на барочный манер, среди прочих, церкви св. Духа, св. Казимира и св. Бонифатия. Он также завершил возведение дворца Кра- синских, начатое Джузеппе Беллотти в 1682 году. Здание украсил скульптурой Андреас Шлютер.
Наряду с Тильманом ван Гамереном придворным мастером был и Агостино Лоччи, который превратил загородный дом в Вилянуве
, неподалеку от Варшавы, в блестящий дворцовый ансамбль с павильонами и расположенными по углам двухэтажными башнями. По совету Шлютера и в соответствии с разработанным им проектом в 1692 году была построена высокая центральная секция.
При саксонском курфюрсте Фридрихе Августе I (Август Сильный), который с 1697 года являлся королем Польши Августом II, в Варшаву прибыли архитекторы из Дрездена. Наиболее известным из них был Иоганн Фридрих Кархер, который занимал пост придворного архитектора Польши и Саксонии и создал планы расширения королевского дворца.
В 1728 году в польскую столицу приглашаются ведущие саксонские архитекторы Пёппельман и Лонгелун. Сын Пёппельмана Карл Фридрих был автором многочисленных проектов, которые он представлял на утверждение королю. Он, видимо, участвовал в строительстве Голубого дворца для графини Анны Оршельской в Варшаве. По стилю и архитектурному замыслу это здание можно сравнить со спроектированным его отцом зданием "Саксонского дворца" в Варшаве (1730). Карл Фридрих участвовал в строительстве этого дворца, который не был закончен в полном объеме.
Из-за войн, прошедших по территории Польши, и сильных бомбардировок во время Второй мировой войны уцелела лишь малая часть прежнего великолепия варшавского барокко. Только прекрасные полотна, выполненные Каналетто (хранящиеся в Национальном музее в Варшаве) напоминают о блеске и славе одного из важных центров европейского барокко.