Прандтауэр, подобно Фишеру, начинал как скульптор, однако затем обратился к архитектуре. Начиная с 1701 года он разработал проекты множества монастырских ансамблей, среди которых — аббатства в Зоннтагберге, Гарстене, Кремсмюнстере и Мельке. Он не ограничивался только подготовкой чертежей, как Гильдебрандт, но осуществлял контроль над реализацией плана. Прандтауэр был прагматиком — строителем в полном смысле слова.
Церемония закладки первого камня состоялась в Мельке в 1702 году. Возведение основных объемов зданий было закончено через шестнадцать лет. Работы по внутреннему оформлению продвигались довольно быстро, однако Прандтауэр умер в 1726 году, так и не увидев своей работы законченной. Руководство перешло к Иозефу Мунггенасту, который воплотил все, что задумывал его великий предшественник.
Главная сквозная ось комплекса длиной более 300 метров тянется от входа на восточной стороне через парадный двор и помещение для прелатов, проходит через хор и неф церкви и выходит через другой двор, заканчиваясь балконом, располагающимся на краю скалы, нависающей над Дунаем. Зритель, приближающийся к аббатству вдоль берега Дуная с юго-западной стороны, может оценить масштаб ансамбля и его основных элементов, осматривая комплекс снизу вверх. Полукруглая западная галерея и балкон с аркой обрамлены крыльями: в южном помещается мраморный зал, а в обращенном к Дунаю — библиотека. Балкон с колоннами и полукруглой аркой, возможно, восходит к архитектуре вилл Палладио. Напоминающие линию укреплений галереи с каждой стороны балкона повторяют изгиб скалы и передают этот природный ритм парящим в вышине архитектурным сооружениям. Прандтауэр, безусловно, учитывал это взаимодействие между естественной скалой и возведенной руками человека галереей, поскольку этот архитектурный мотив повторяется в разных вариантах в боковых крыльях и фасаде церкви.
Фасады двух одинаковых зданий, примыкающих к галерее с каждой стороны западного двора, отделаны легкими пилястрами, и соединяются с западным фасадом церкви, обрамленным двумя башнями с луковичными куполами. Эти купола поразительным образом взаимодействуют с архитектурой башен. Традиционное совмещение двойных пилястр, простых оконных наличников и спокойных аркад образует неповторимый контраст с вогнутыми и выступающими формами башенок, колоколен и луковичных куполов. В 1738 году, уже после смерти Прандтауэра, пожар уничтожил часть церкви, и Мунггенаст спроектировал новые завершения башен, не вполне соответствующие первоначальному замыслу его предшественника.
Над средокрестием помещен стройный купол на высоком барабане, увенчанный изящным фонарем. Крепость-аббатство, кажется, плывет подобно огромному кораблю. Это движение в направлении мыса драматически подчеркнуто преувеличенно длинным южным фасадом, который завершается расположенными на западе галереей и балконом. Эта схема подчеркивает характерный для Прандтауэра скульптурный подход, который постоянно напоминает о се бе виде необычных ассоциаций. Сложная игра архитектуры и окру жающего ландшафта лишь усиливает это впечатление. Монастырский комплекс вознесен на вершину скалы как монументальна* скульптурная композиция. Гористый рельеф местности бросил вызов Прандтауэру — скульптору и архитектору. Он ответил тем, чтс высвободил свое архитектурное детище из плена скалы и устремил его высоко в небо.
Сильное впечатление от внешнего облика аббатства переносится и в интерьер церкви. Наиболее впечатляет здесь намеренное выделение таких архитектурных элементов, как опоры и каннелирован- ные пилястры, продолжающиеся линиями богато украшенных поперечных арок, свода и купола. Свет, проникающий через большие окна барабана, озаряет подкупольное пространство и распространяется по всему объему церкви, подчеркивая скульптурность богатой лепной работы.