Современная архитектура стала синонимом гладких линий, металлических конструкций, обширного остекления, плоских крыш, черно-белой отделки, асимметрии и полного отказа от орнамента: характеристики, которые наверняка пощекотают воображение любого эстетического пуриста. По знаменитым и часто повторяемым словам одного из мастеров этого движения, Миса ван дер Роэ, «форма следует за функцией». Такой утилитарный подход едва ли делает здания непривлекательными, хотя – как раз наоборот.
Современная архитектура как общий термин охватывает ряд архитектурных движений, в частности, интернациональный стиль и баухаус. Движение возникло в начале 20-го века, и многие ключевые имена, связанные с ним, стали известны в 1920-х годах. Однако только после Второй мировой войны движение приобрело массовую популярность во всем мире.
Как движение оно было откровенно антиисторическим и по своей сути политическим; вокруг веры в то, что новая, улучшенная форма архитектуры может привести к лучшему миру. Эту благонамеренную повестку дня часто критикуют за ее ошибочную веру в то, что архитектура и только архитектура могут влиять на изменения.
Сильный нисходящий подход современной архитектуры в сочетании с антиконтекстуальной позицией, то есть сохранение верности эстетическим и функциональным принципам при размещении здания в любом контексте, не всегда приводил к результатам, соответствующим этой цели. Показательным примером является большое количество проектов современного социального жилья, позже снесенных в 1970-х годах.
Однако движение далеко не провалилось. Современная архитектура создала совершенно новую «машинную эстетику», которая отражала расцветающее промышленно развитое общество массового производства, и, опять же, движение не произвело недостатка в красивых зданиях.
Чтобы продемонстрировать красноречивые качества современной архитектуры, мы собрали 10 ключевых примеров. В следующий раз, когда вы окажетесь в разговоре о Мисе, Корбе или Хане, мы надеемся, что в вашем воображении будут храниться следующие здания:
Дом Фарнсворта, Иллинойс, США, 1945 год.
Если и есть образчик современного архитектурного движения, то Мис ван дер Роэ, безусловно, находится в авангарде, а «Дом Фарнсворта» — одна из его самых знаковых работ.
Дом является образцом интернационального стиля, впервые зародившегося в Америке. Он был сосредоточен на эстетических и функциональных аспектах здания, а не на социальных или политических аспектах, более тесно связанных с движением европейской современной архитектуры.
Обтекаемый и резко контрастирующий с органическим ландшафтом дом кажется почти невесомым. Он также полностью прозрачен. В то время как пригодность для жизни и функциональность дома были поставлены под сомнение, его сексуальность редко подвергалась критике. Кому нужно уединение, когда у вас есть красивая стеклянная коробка, сделанная «почти из ничего»?!
Стеклянный дом, Коннектикут, США, 1949 год.
И снова у нас есть открытая планировка, конструкция из стекла и стали в The Glass House. Это здание, спроектированное Филипом Джонсоном, является младшим братом The Farnsworth House. Открытая планировка — ключевая черта современной архитектуры, и здесь она закрыта стеклянными листами от пола до потолка, закрепленными между черными стальными конструкционными элементами.
Но где же вы поместите ванную комнату в полностью прозрачную коробку? Что ж, вот тут-то и появляется кирпичный цилиндрический объем. Современную архитектуру часто считают прямолинейной, но движение также имело склонность к идеальному кругу.
Дом Стала, Лос-Анджелес, США, 1959 год.
Еще более молодой Stahl House стал известен во многом благодаря этой культовой фотографии Юлиуса Шульмана. Никаких известных жителей, малоизвестный архитектор — но очень известное фото.
Расположенный на вершине Голливудских холмов, дом, спроектированный Пьером Кенигом, резко возвышается над краем утеса, а из огромных оконных стекол открывается захватывающий вид. Фактически, это было самое большое оконное стекло, доступное в продаже в то время. Движение за современную архитектуру способствовало развитию подобных технологических достижений, чтобы улучшить жизнь людей.
Дом Имса, Лос-Анджелес, США, 1949 год.
Дом Имс, спроектированный дуэтом мужа и жены Чарльза и Рэя Имз, представляет собой, если использовать культовую фразу Миса, «кожу да кости». Он отличается от упомянутых выше домов тем, что его «кожа» состоит не только из стекла. Вместо этого композиция различных материалов и цветов в стиле Мондриана позволяет менять условия освещения.
От корпуса до ставшей теперь известной мебели, архитекторы применили свой дизайнерский талант к каждому компоненту дома (используя другую фразу Миса: «Бог в деталях»). Трудно поверить, что этот дом был спроектирован 70 с лишним лет. лет назад – неудивительно, что мебель до сих пор пользуется таким спросом.
Здание Seagram Building, Нью-Йорк, США, 1958 год.
Вернемся к Мису. Движение было не только о домах — есть и небоскребы. Хотя это была первая попытка Миса построить высотное офисное здание, оно установило стандарт для будущих современных небоскребов. Что касается откровенно фаллических построек, то это 38-этажное здание на горизонте Нью-Йорка удивительно со вкусом и элегантно.
Бросив вызов экономическим условностям застройки небоскребов Нью-Йорка, Мис отодвинул здание на 100 футов от границы участка, чтобы создать активное общественное пространство перед ним. Гранитная площадь внизу и восходящие уровни из бронзы и серого топаза наверху олицетворяют использование в механизме современных материалов.
Баухаус Дессау, Дессау, Германия, 1926 г.
До приезда в Америку Мис был влиятельным членом школы Баухаус в Германии и был ее последним директором. Движение Баухаус санкционировало переход от неоклассического дизайна к эксперименту с авангардом, открывая современный стиль, который объединил традиционное ремесло с промышленными технологиями.
Здание Баухауса в Дессау наверху было спроектировано коллегой Миса Вальтером Гропиусом; первый директор Баухауза. Интерьер обставлен предметами дизайнеров Баухауза: здесь мы видим знаменитое и часто воспроизводимое кресло Василия Марселя Брейера.
Вилла Савойя, Пуасси, Франция, 1929 г.
Примерно в то же время, когда школа Баухаус набирала влияние в Германии, недалеко от Парижа родился один из самых известных архитекторов движения «Современная архитектура»: Ле Корбюзье, или просто Корб.
Заявление Ле Корбюзье о том, что «дом — это машина для жизни», демонстрирует его близость к технологическим достижениям индустриальной эпохи, и это проявляется в нетрадиционном поднятии дома над землей, чтобы отдать предпочтение автомобилю. На самом деле изогнутая форма стекла в основании дома спроектирована так, чтобы соответствовать радиусу поворота автомобилей.
Ле Корбюзье установил «пять точек» архитектуры, которые считаются критически важными для любого дизайна: тонкие колонны, плоская терраса на крыше, открытая планировка, ленточные окна и свободный фасад; все это можно увидеть на вилле Savoye.
Вилла E-1027, Французская Ривьера, Франция, 1926 г.
Эйлин Грей — женщина-архитектор модерна, чье венчающее произведение — ее вилла на Французской Ривьере — к сожалению, окутано печально известным поведением мужчины — и не любого мужчины: самого Корба.
Грей начала свою карьеру в качестве дизайнера мебели, и Vila E-1027, построенная по заказу ее любовника, архитектора Жана Бадовичи, стала ее первым набегом на архитектурную профессию; вторжение, которое, по словам многих, разозлило Ле Корбюзье.
Ле Корбюзье был другом Бардовци и часто бывал в доме после того, как Бардовци и Грей расстались. Во время одного из таких визитов он нарисовал фреску на одной из белых стен, будучи обнаженным (очевидно, слишком обычное занятие корбианцев).
Архитектурный критик Роуэн Мур описал это как «акт обнаженной фаллократии», в котором он, «по-видимому, оскорбленный тем, что женщина могла создать такое прекрасное произведение модернизма, [утверждал] свое господство, как писающая собака над территорией».
Пока Корбюзье занимался «машинами для жизни», заботой Грея было создание «жилища как живого организма», которое служило бы интимности внутренней жизни. Она стремилась противопоставить тому, что она считала бедностью современной архитектуры, чувственные пространства, реагирующие на движение человека.
Часовня Роншан, Роншан, Франция, 1954 год.
Аааа, Роншан. Несмотря на все его сомнительное поведение, Корб действительно создал несколько восхитительных зданий. Часовня знаменует собой решающий отход от строго рациональных и функциональных форм современной архитектуры, в том числе очевидных во многих ранних работах Ле Корбюзье.
Изогнутые каменные стены удерживают эффектную изогнутую бетонную крышу на месте, а небольшой зазор позволяет крошечной струйке света проникать внутрь. Тяжелая масса необработанного бетона контрастирует с упомянутыми выше легкими стеклянными примерами, и это новое лицо современной архитектуры в конечном итоге породило брутализм (о котором вы можете прочитать подробнее ниже).
Здание Национальной ассамблеи Бангладеш, Дакка, Бангладеш, 1982 г.
С кем лучше закончить, чем с Луи Ханом, архитектором, чьи здания были трансцендентно монументальны, даже вне движения современной архитектуры. Работа Хана контрастирует с легкими и прозрачными конструкциями, спроектированными многими его коллегами-модернистами, и это здание, как и большинство его построек, имеет весомость, напоминающую античные памятники.