Храм Аполлона в Бассах

На юго-западе Пелопоннеса, на границе Аркадии и Мессении, на западном склоне горы Котилион, расположен небольшой храм, который считается одним из классических образцов древнегреческой архитектуры середины V в. до н. э.

История возникновения этого святилища, находящегося на значительном удалении от крупных греческих городов, теряется в глубине веков. Раскопки доказывают, что уже в конце VII в. до н. э. на этом месте стояла небольшая постройка.

Она была посвящена Аполлону Эпикурейскому (Помощнику). По одной из версий жители местных поселений воздвигли ее в благодарность за избавление от эпидемии. В начале Пелопоннесской войны (431 г. до н. э.), которая велась Афинами и Спартой за главенство среди греческих государств, храм был существенно расширен и перестроен.

Причина этой реконструкции остается неясной. Возможно, она была связана с каким-то конкретным эпизодом столкновения сил Пелопоннесского союза с Афинами. Автором реконструкции был зодчий Иктин, прославивший свое имя во время возведения Парфенона.

Возможно поэтому храм в Бассах кажется миниатюрной копией этого величественного сооружения. Длина его основания немного превышает 34 м, ширина — 17м. Храм является классическим периптером — четыре его стены окружает ряд дорических колонн (по 15 с боков и по 6 спереди и сзади).

Преддверие храма (пронаос) ведет в главное небольшое помещение — наос. Обычно здесь находилась статуя божества, которому был посвящен храм. Статуя Аполлона в Бассах не сохранилась. Некоторые литературные источники указывают — она была установлена в южной

Расстояние от колонн храма в Бассах до стен наоса разно одному иитерколумнию — пролету между колоннами. Внутри наоса установлены десять колонн ионического ордера — это еще одна уникальная черта храма в Бассах.

Над ними идет ионический фриз, который украшали рельефы, изображавшие едены битвы с амазонками и кентаврами. Возможно, напряжение и динамика этих сцен отражали в сознании греков сложное время начала Пелопоннесского конфликта между Спартой и Афинами.

Европейские археологи открыл и для себя храм в Бассах сравнительно поздно — в 1765 г. части храма и скульптуру могли освещать солнечные лучи на восходе. По одной из версий, эта статуя была увезена в главный город Аркадии — Мегалополь.

Наос храма в Бассах был разделен на два отделения. Между ними стояла одиночная колонна, увенчанная коринфской капителью. Историки считают, что это первая колонна коринфского ордера, появившаяся в древнегреческой архитектуре.

Появление ее в храме Аполлона в Бассах остается своеобразной исторической загадкой. Последняя, третья часть внутреннего пространства храма в Бассах является типичным опистодомом. Обычно в этом отделении хранили принесенные в храм дары.

Храм в Бассах оказался первым объектом все мирного значения, который был взят под охрану ЮНЕСКО в Греции. Датой начала патронажа стал 1986 г. В храме возобновились раскопки, начатые еще в 1902 под эгидой Афинского археологического общества. Вся постройка была покрыта белым тентом, который предохраняет ее от атмосферных осадков.

Необычна ориентация храма — с севера на юг. Это необычно для древнегреческих храмовых построек. Вероятно, такое положение определяется крутым склоном горы, на которой стоит храм. Любопытно, что первая, совсем скромная постройка, на месте которой было воздвигнуто более внушительное святилище, была ориентирована с запада на восток.

Храм Аполлона в Бассах