Дворец Дожей

Своеобразной визитной карточкой Венеции был и остается дворец Дожей. Этот прекрасный памятник итальянской готической архитектуры был не только резиденцией дожей — выборных правителей Венеции, но и главным административным зданием города.

Именно в его роскошных залах проходили заседания Большого совета, Сената и Верховного суда. Своей роскошью и богатством отделки дворец подчеркивал могущество Венецианской республики, ее военные и торговые связи с окружающим миром.

История собора началась еще в начале IX в., когда на его месте стояла небольшая крепость, со всех сторон окруженная водой. Когда в конце X в. она была разрушена и сожжена в результате политических волнений, на ее месте построили новую цитадель, но и она погибла в огне в 1106 г. К тому времени Венецианская республика успела набрать силу, окреп ее флот. Необходимость в крепостном защитном сооружении в черте города на воде исчезла.

Длина фасада дворца, обращенного к лагуне, превышала 70 м. Архитектура здания до сих пор поражает своей оригинальностью. Его основной объем представлен верхним, третьим ярусом. При взгляде снаружи он представляет собой ровную гладкую стену, которую прорезают небольшие асимметрично расположенные окна разного размера. Стена облицована розовым мрамором и увенчана зубчатым фигурным аттиком.

Дворец имеет единственный мощный портал — так называемые Врата бумаги. Предположительно, такое название возникло благодаря располагавшимся здесь писцам, которые помогали гражданам составлять необходимые документы.

Большинство туристов прибывает в Венецию на пароходиках, которые везут их из небольшого курортного местечка Лидо Диезоло. Пристань для кораблей находится совсем рядом с дворцом Дожей. Именно сюда причаливали корабли прошедших веков.

От нее через Пьяцетту — небольшую площадь, выходящую на канал и лагуну — буквально сто метров до собора Святого Марка. Балкон дворца служил своеобразной трибуной, на которой мог появиться сам дож, встречавший важных гостей.

Белые легкие ажурные аркады дворца Дожей вызывают удивление. Вопреки всем архитектурным канонам главный массив здания находится над ними сверху.

Главным архитектором строящегося дворца в 1340 г. стал скульптор Филиппо Календарио. Он оформил фасад здания, выходящий на лагуну, и несколько арок, выходящих на площадь. Жизнь Календарио закончилась трагически — в 1355 г. он был вовлечен в политический заговор и казнен. Строительство дворца продолжили его преемники.

Портал был создан в середине XV в. На его стрельчатой арке можно увидеть фигуру крылатого льва (символа Святого Марка) и склонившего пред ним колени 65-го венецианского дожа — Франческо Фоскари 1373-1457).

В XVI в. во дворце появилась так называемая Золотая лестница. Она была спроектирована главным архитектором Республики Якопо Сансовино в 1538 г. для дожа Андреа Гритти. В наши дни туристы поднимаются по ней на третий этаж дворца, а в старину ее маршем проходили только самые важные гости Венеции и представители 200 самых известных и влиятельных семей города.

Говорят, что громкие имена этих фамилий были записаны в особую «Золотую книгу», которая хранилась под лестницей в специальном помещении. Лестница ведет в зал Большого Совета. Его длина — 54 м, ширина — 25 м, высота -15 м.

Огромный потолок, сплошь украшенный живописными полотнами, не поддерживается колоннами. Одну из стен занимает одна из самых длинных картин в мире — «Рай» кисти Тинторетто. В зале собиралось до 2500 венецианских аристократов, которые решали текущие дела своей республики.

Дворец Дожей

Рядом другие залы. Среди них Посольский зал, предназначенный для приема иностранных делегаций. Как и зал Большого Совета он удивляет своими размерами и богатством интерьера. В зале Совета десяти заседал Верховный суд Республики, состоявший из десяти членов Большого совета и шести советников. Здесь можно увидеть портреты всех дожей, правивших Венецией.

Экскурсоводы обязательно обращают внимание на пустую овальную раму, где находился портрет Марино Фальери — этот дож был казнен за участие в заговоре против венецианских аристократов. В зале Выборов назначались чиновники и оглашались приговоры. Некоторые осужденные не покидали стен дворца, поскольку часть его помещений служила тюрьмой.

В верхней части здания располагались так называемые Свинцовые камеры — Пломбы. Узники содержались и в подвальных помещениях дворца. К тому же отдельный каменный коридор, проходящий через Дворцовый канал, вел в Новые тюрьмы. Они были спроектированы архитектором Антонио да Понте. Этот коридор известен в истории как «мост Вздохов». Многие осужденные бросали через его резные каменные окна последний взгляд на лагуну.

Дворец Дожей примыкает к собору Святого Марка. Вместе с площадью Святого Марка и Пьяцеттой оба здания формируют великолепный архитектурный ансамбль. Его создание во многом является заслугой архитектора Якопо Татти (1486-1570). Он родился во Флоренции и учился зодчеству у Андреа Сансовино (отсюда творчески псевдоним Якопо — Сансовино). Венеция стала его второй родиной. В1529 г. он стал главным архитектором Республики.

Аркадная галерея второго этажа представляет собой довольно широкий крытый балкон, который соединяет различные помещения дворца и укрывает людей от жаркого итальянского солнца. Она украшает южный и западный фасады, а также выходит во внутренний двор здания. Любопытно, что 9-я и 10-я колонны галереи имеют красноватый оттенок; между ними в старину оглашали смертные приговоры.

При всем почтении к высоким (в прямом смысле слова) достижениям готики, в любом из ее соборов, помимо уважения к кропотливому труду целых поколений строителей, невольно чувствуешь некую отстраненность взлетающих вверх архитектурных форм от обычной земной жизни человека.

Преодоление этого диссонанса знаменует начало эпохи Возрождения. Французский термин «ренессанс» произошел от итальянского «rinascita», который, кстати ввел в практику тот же Джорджо Вазари — автор термина «готика». В начале XV столетия итальянские зодчие вновь взяли на вооружение простые и ясные формы классической античной архитектуры.

В наши дни почувствовать дыхание этих новых веяний можно, прогулявшись по центру Флоренции. Старый город производит впечатление праздника, который усиливает своеобразный символ начала эпохи Возрождения — всплывающий над морем крыш величественный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Не случайно именно с именем его создателя — Филиппо Брунеллески — связан первый период Ренессанса — кватроченто. Во времена Ренессанса архитектура перестала быть верной служительницей Церкви. Об этом красноречиво говорят венецианские палаццо и крепости, сменившие суровость неприступных цитаделей на вечный праздник придворных карнавалов.