Выдающимся памятником территории Ангкора является храмовый комплекс Ангкор-Том. Он находится на расстоянии в 1,7 км от главного входа в Ангкор Ваг.
Его архитектурная доминанта — храм Байон был построен в конце XI! в, в честь короля кхмеров Джайявармана VII. Удивительную архитектуру этого храма можно было бы назвать барочной.
На верхней террасе дворца стоят многочисленные четырехсторонние башни. Каждую их поверхность, обращенную на север, юг, запад и восток, украшают вырезанные из камня лица. Точнее, эти огромные изображения сложены из отдельных каменных блоков.
Возможно, это изображение бодхисаттвы Авалокитешвары, однако многие историки убеждены, что они несут черты короля Джайявармана VII. Каменные тубы чуть тронула легкая и загадочная улыбка, от которой, несмотря на пролетевшие века, веет безмятежностью и покоем.
Еще одна достопримечательность Ангхор-Тома — так называемая «Слоновая терраса». Она ограждает бывшую Королевскую площадь. Сплошная каменная резьба высотой а 2 3 человеческих роста тянется примерно на 300 м. Особо впечатляют реалистичные фигуры слонов и фантастических змей.
В период расцвета цивилизации кхмеров в ее столице проживало более миллиона человек. Такой концентрацией населения в то время не могла похвастать н и одна страна Европы.
Техническим достижением Ангкора была сложная ирригационная система, которая сетью покрывала огромное пространство расчищенных джунглей. Регуляция водоснабжения и жаркий климат позволяли снимать до трех урожаев в год, Часть ирригационных сооружений сохранилась,
С высоты птичьего полета хорошо видно, что Ангкор-Ват окружает прямоугольный ров. Его ширина достигает 190 м. В наши дни его со стояние оставляет желать лучшего, а во времена древних кхмеров он был заполнен чистой проточной водой. В самом храме сохранились бассейны для воды.
К сожалению, чудо древней техники работало недолго. Уже через 20 пет после окончания строительных работ Ангкор-Ват подвергся разрушительному набегу чамов. Не пошла на пользу храму и смена религиозных концепций, в результате которой многие буддистские скульптуры были повреждены, Последний удар всему храмовому комплексу Ангкора косвенно нанесли тайцы, которые надолго вытеснили с этой территории кхмеров.
Как это было во многих странах Юго-Восточной Азии, архитектура Китая испытала на себе влияние буддизма. Однако при этом древнее зодчество этой страны обладает рядом специфических черт, которые заметны даже неспециалисту.
Когда смотришь на китайские дворцы, загнутые края крыш пагод, изящные беседки и горбатые мостики, бросается в глаза плавность линий, отсутствие четко очерченных прямоугольных форм, столь характерных для западной архитектуры.
Китайская эстетика черпала свои истоки из природы, где отсутствуют Платоновы тела и объемы евклидовой геометрии. Линии зданий как бы имитируют поток воды, очертания кроны дерева над рекой, округлые края облаков. Пластика таких линий кажется более естественной, чем прямоугольное пересечение плоскостей.
Любопытно отметить, что к воплощению подобной пластики в архитектуре зодчество Запада стало подходить лишь во второй половине XX в. Китайцы и здесь во многом опередили европейскую культуру, которая с трудом расстается со своими стереотипами.
К примеру, до сих пор архитектурное наследие гениального Гауди, который также находил свое вдохновение в природных формах, вызывает у многих людей наряду с восхищением неприятие. Такова сила инерции. Вторая особенность архитектуры Древнего Китая — умение работать с самыми разными материалами.
При строительстве использовали дерево, стебли бамбука и камень, глазурованная черепица и кирпич. И дело не только в доступности древесины. Такая постройка как бы впитывала в себя материалы из окружающего мира, являлась его органическим продолжением. Эстетика деревянного храма на каменном фундаменте идет от обычной деревянной хижины, стоящей на каменном утесе.
В этом ее сильная сторона. Еще одна «естественная» черта китайской архитектуры — комплексный подход к застройке. Хотя многие христианские храмы Западной Европы постепенно и обрастали пристройками, в изначальном проекте такие добавки не предусматривались.
Более того, даже такие «добавки» не преодолевали границу между громадой храма и морем окружающих его городских крыш. Китайцы часто строили сразу комплексы зданий, где одно сооружение перекликалось со своим соседом. Наконец, скульптурный декор древних китайских построек глубоко символичен.
Часто встречающиеся изображения дракона и феникса намекают на императорскую власть, журавль и черепаха символизируют долголетие, летучие мыши на коньках крыш — счастье, фигурки уток мандаринок намекают на гармоничную семейную жизнь…