Версальский дворец

Людовик сделал Версаль постоянной резиденцией еще в 1666 г., почти за полвека до завершения строительства дворца.

Помимо короля возведение Версаля было связано с многими замечательными архитекторами и художниками. Среди них выделяются три ключевые фигуры. Это Луи Лево, художник Шарль Лебрен и садовник Андре Ленотр.

Лево участвовал в строительстве усадьбы Николя Фуке. Над Версальским дворцом он начал работать в 1668 г. Именно Лево принадлежит идея построить дворец в виде буквы «П» и обратить один из его главных фасадов к обширному парку.

Лево создавал замок не с нуля. Ему пришлось использовать старую постройку Людовика XIII. Он окружил ее новыми фасадами с запада, с севера и с юга. Эту новую часть дворца принято называть Конвертом. От предыдущего сооружения остались только фасады, выходящие во двор.

Архитектору не удалось увидеть свое детище завершенным. Лево умер в Париже в 1670 г. Его преемником стал Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708), ставший автором парижского Собора Инвалидов.

При Мансаре фасады дворца со стороны двора были облицованы камнем, появились так называемые Министерские крылья и была начата работа над Капеллой, которую завершал уже Робер де Котт (1657-1735).

Лебрен был учеником Николя Пуссена и стажировался в Риме. Как и Лево, он работал над усадьбой Николя Фуке. Затем, умело используя политические игры двора, снискал благосклонность Жана-Батиста Кольбера, сменившего опального Фуке на посту министра финансов, и стал главным художником Людовика XIV.

Своими парками и лужайками Версаль во многом обязан третьему художнику, вернее, ландшафтному дизайнеру — Андре Ленотру. Он расширил маленький парк, существовавший в Версале еще до начала строительства дворца, и сделал его наглядным торжеством человеческого разума над ландшафтом.

Строительство Версаля и колоссальный объем садово-парковых работ (фактически дворец возводился посреди болот) поглощали огромные средства. По различным оценкам в пересчете на современные деньги оно обошлось Франции в десятки миллиардов евро. При этом в мирное время на стройку привлекали дармовую силу — солдат. Основные работы в Версале были закончены к 1710 г. Общедоступным музеем дворец стал в 1801 г.

Корпуса дворца вытянуты с севера на юг. К его восточному фасаду, перед которым находится конный памятник Людовику XIV, подходят три дороги. Они образуют знаменитый «трезубец» Версаля. Одна ведет на Париж, две другие — в сторону Сен-Клу и Со. Западный фасад обращен к парку и бассейну Латоны. Далее идет «зеленый ковер» лужаек, бассейн Аполлона и начинается Большой канал. Свои барочные черты фасады дворца приобрели благодаря Шарлю Лебрену.

Строгую геометрию лужаек Версаля вычерчивал Андре Ленотр (1613-1700), успевший к тому времени проявить таланты ландшафтного архитектора при строительстве замка Воле-Виконт.

Версаль стал в XVII в. своеобразным и почти недостижимым образцом для многих правящих домов и фамилий Европы. Не избежала этого влияния и Россия. Ее великолепный ансамбль Петродворца является своеобразным отечественным ответом французскому Версалю, который в конце XX в. был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Людовик XIV сам давал указания о расположении фонтанов своего дворца, Он часто обращался к древ негреческой мифологии, проводя параллель между собой и богом света — Аполлоном. Его образ ис пользован при строительстве фонтана Лэтоны.

От него начинается Королевская аллея дворца. Скульптурная композиция фонтана иллюстрирует миф о рождении Аполлона и его сестры Дианы. Они были детьми Зевса; его ревнивая супруга преследовала мать близнецов — Латону.

Люди не давали ей пристанища и по ее мольбе громовержец превратил их в ящериц и лягушек. Изображения этих существ, порой еще сохраняющих человеческие черты, являются частью скульптурного декора фонтана.

Ось симметрии Версаля проходит с востока на запад. В центре дворца она пересекает спальню короля. Большие королевские апартаменты на втором этаже главного корпуса выходят на северный партер парка. Тронный зал дворца порой называют Салоном Аполлона. Здесь стоял трон из литого серебра высотой 2,6 м.

Он не сохранился, посетители могут полюбоваться лишь на деревянный позолоченный трон Людовика XV. Среди других залов Версаля знамениты Салон Войны (большой кабинет короля). Салон Гермеса (спальня короля) и Салон Марса (зал Гвардии).

Архитектурным шедевром дворца является его Зеркальная галерея. Этот крытый коробовым сводом зал для балов и торжественных приемов был построен по проекту Ж. Ардуэн-Мансара и Ш. Лебрена. Длина галереи составляет 73 v ее высота — 12,8м. Напротив каждого из 17 ее огромных окон, обращенных на парадную часть парка, на противоположной стене установлено столь же большое зеркало,

В результате создается удивительный эффект увеличения пространства помещения. В украшении интерьера использованы античные статуи и вазы и мраморные торшеры.

Версальский дворец
Версальский дворец
Версальский дворец