Собор в Страсбурге знаменит своими удивительными астрономическими часами, которые вычисляют точку отсчета для христианских праздников с «плавающими» датами, и прекрасными витражами.
Они рассказывают обо всей жизни Христа, начиная с детства Спасителя до его распятия. Существуют сюжеты сцен Страшного Суда, изображения римских пап и епископов.
Кафедральный собор в Страсбурге немного напоминает своего парижского собрата. Он тоже стоит на острове посреди реки, протекающей через город. Похоже и скульптурное убранство фасадов двух церквей. И все же отличия есть. До окончания Тридцатилетней войны (1618-1648) Страсбург был типично немецким городом.
Не удивительно, что его главный собор напоминает церкви Кельна и Ульма. В Страсбургском соборе как бы пересеклись традиции французской и немецкой средневековой архитектуры. Строительство началось в 1015 г. и продолжалось несколько веков. Наиболее древние части постройки — крипта и часть хора.
Благодаря своей башне высотой в 142 м Страсбургский собор в течение двух столетий, до последней четверти XIX в., оставался самым высоким зданием мира. Возведение башни началось в конце ХIII в. Работами руководил Эрвин фон Штейнбах. Работу продолжили Жан Герлах и Мишель де Фрейбург. В конце XIV в. башня уже возвышалась над окном-розой. Возведение шпиля, который своей формой напоминает огромную сосновую шишку, было закончено в 1439 г. Иоганном Хюльцем.
Стиль архитектуры собора по мере его строительства менялся; на смену романским веяниям пришла готика. Ее влияние особо чувствуется в оформлении западного фасада главного нефа, богато украшенного скульптурами. Южный фасад собора был построен еще в романском стиле, однако его скульптуры заставляют вспомнить о знаменитых соборах Реймса и Шартра.
Несмотря на стилистический разнойбой, собор в Страсбурге воспринимается как цельная конструкция. Этому впечатлению во многом способствует Трансепт и хор собора были выстроены в романском стиле. Элементы готики стали привносить, когда начались работы по возведению центрального нефа.
Это влияние явно ощутимо, когда смотришь на его устремленные ввысь колонны, стрельчатые своды, обращаешь внимание на трифорий второго яруса с рядом дополнительных окон и замечаешь глухую аркаду в боковых нефах. Любопытен также опорный столб шестнадцатью пилястрами, поднимающимися до самого свода.
Для того чтобы разница в стилях двух частей здания не слишком бросалась в глаза, строители объединили их общи ми элементами профилей. Центральный неф возводили на фундаменте старой церкви. В результате его ширина оказалась необычно большой: она составляет З6 м (высота нефа — всего 32 м).