Дом Фарнсворта

Вы когда-нибудь слышали о знаменитой поговорке «меньше значит больше»? Скорее всего, да, и интересно отметить, что Людвиг Мис ван дер Роэ был первоначальным автором этой остроты, которая на протяжении столетий оставалась неизменной как для дизайнеров, так и для архитекторов. Его всемирно известный Дом Фарнсворта, ныне известный как Дом Эдит Фарнсворт, является воплощением принципа «меньше значит больше» в наиболее эстетичном виде. Стеклянный павильон считается одой времени, и сегодня его хвалят и восхищаются его великолепной простотой.

О Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ был немецко-американским архитектором, родившимся 27 марта 1886 года в Германии. Его отец владел мастерской по резьбе по камню, в которой он работал, когда был очень молод. Работа в мастерской отца по дереву сформировала у Миса представление о свойствах различных материалов.

Первоначально названный Людвиг Мис, он изменил свое имя на Мис ван дер Роэ, как символ роста от сына торговца до архитектора.

«Роэ» была девичьей фамилией его матери, а «ван дер» он добавил по неизвестной причине. После Первой мировой войны Мис попытался поэкспериментировать со стилем дизайна, отличным от неоклассических домов, которые он так привык проектировать и строить, как и другие архитекторы его времени. Он прославился, дебютировав в стиле модерн благодаря предложению на конкурс цельностеклянного небоскреба на Фридрихштрассе в 1921 году.

Мис считается членом группы отцов-основателей модернистской архитектуры, наряду с известными архитекторами Ле Корбюзье, Фрэнком Ллойдом Райтом, Алваром Аалто и Вальтером Гропиусом. Мис был одним из последних директоров Баухауса, школы современного искусства, архитектуры и дизайна.

После закрытия Баухауза Мис эмигрировал в США, где возглавил архитектурную школу Иллинойсского технологического института в Чикаго.

Перед Мисом стояла задача создать собственный архитектурный стиль, столь же уникальный, как готический и классический. Его стиль дизайна отличался полной простотой и ясностью. Он был известен тем, что использовал очень современные и перспективные материалы, такие как листовое стекло, промышленная сталь и литой бетон. Мис называл свои здания архитектурой «кожа да кости». Его привлекали такие элементы, как чистые линии, чистые цвета и простые формы, а также визуальное расширение пространства за пределами нормы.

Неудивительно, что Фрэнк Ллойд Райт был любимым архитектором Миса, поскольку он обращался к потребности Райта стирать границы архитектуры и природы. Дом Фарнсворта — один из трех домов, построенных Мисом ван дер Роэ в Соединенных Штатах. Два других здания — это Seagram Building и 860-880 Lake Shore Drive Apartments.

Эти три здания стали шаблонами для всех его будущих проектов.

История дома Фарнсвортов

Дом Фарнсворта был построен между 1945 и 1951 годами. Дом расположен в Плано, штат Иллинойс, и был построен для отдыха на выходных на красивом участке площадью девять акров на берегу реки рядом с рекой Фокс.

Дом был построен по заказу доктора Эдит Фарнсворт, поэтому в 2021 году Национальный фонд переименовал дом в Дом Эдит Фарнсворт.

Фарнсворт была очень богатым и интеллигентным музыкантом, поэтом и нефрологом и хотела особый модернистский дом, в котором она могла бы предаваться окружающей природе и расслабляться. В брифе говорилось, что Мис должен был спроектировать дом так, как будто он должен был быть занят им самим.

Позже Фарнсворт ушел на пенсию в Италии, и дом был куплен британским застройщиком, знатоком архитектуры и коллекционером произведений искусства лордом Питером Палумбо. Палумбо использовал поместье в качестве своего сада скульптур и летнего дома в 1972 году. Позже он решил, что будет хорошо открыть дом с контролируемыми общественными экскурсиями.

В 2003 году дом был передан Национальному фонду и достопримечательностям штата Иллинойс через различных частных спонсоров, и с тех пор дом был открыт для публики, выступая в качестве дома-музея.

Мис и Фарнсворт были не лучшими партнерами, так как у них были разногласия по многим деталям, таким как дизайн камина, а также цвет штор. Эти споры, однако, были ничто по сравнению с большим юридическим спором между ними, который положил конец их партнерству на неопределенный срок. Мис подал в суд на Фарнсворта за неуплату, и Фарнсворт ответил встречным иском против Миса о возмещении ущерба из-за злоупотребления служебным положением. Мис выиграл дело, поскольку его адвокаты доказали, что все планы Farnsworth House и увеличение бюджета были подписаны владельцем.

Фарнсворт и Мис больше никогда не разговаривали, так как во время завершения строительства дома они использовали посредников, но дом оставался несколько незавершенным. Выставка под названием «Нерассказанная история: от Фарнсворта до Палумбо, 1968–1972» в настоящее время демонстрируется в галерее Барнсворта. Экспонаты включают неопубликованные фотографии, спецификации, чертежи и оригинальные образцы материалов, которые были указаны самим Мисом.

Кроме того, часть выставки свидетельствует о попытках реставрации Питера Палумбо, когда он проживал в доме.

Архитектура в международном стиле

Дом Фарнсворта — прекрасный пример архитектуры международного стиля, зародившейся в 1920-х годах в Голландии, Германии и Франции после Первой мировой войны. Международный стиль быстро распространился по всему миру, став самым востребованным стилем для новостроек вплоть до 1970-х годов. Ниже приведены характеристики архитектуры международного стиля:

  • Преимущество объема над массой
  • Повторяющиеся модульные формы
  • Промышленные и серийно выпускаемые материалы, такие как сталь и бетон
  • Отсутствие цвета и орнамента
  • Плоские поверхности
  • Открытые планы этажей

Характеристики дома Фарнсворт

Планы Farnsworth House составляют в общей сложности 1500 квадратных футов и состоят из одного поднятого этажа. Плита пола и крыши поддерживается восемью двутавровыми балками из конструкционной стали со стеклянными окнами от пола до потолка между каждой двутавровой балкой. Плита перекрытия и крыши выходит за двутавровые балки по углам, образуя консольную систему, очень популярную в современной архитектуре. Существует также полуотдельный смещенный внутренний дворик, который находится в нескольких шагах от дома и покрыт тем же полом из травертина, что и внутри дома.

Большие окна полностью открывают дом для природы снаружи, и наоборот, что было ключевым моментом в дизайнерском духе Миса, заключающемся в слиянии резиденции с ее естественным окружением.

«Природа тоже будет жить своей жизнью. Мы должны остерегаться, чтобы не нарушить его цветом наших домов и предметов интерьера. Тем не менее, мы должны попытаться объединить природу, дома и людей в более высокое единство», — сказал он в интервью.

Окна

Все окна не работают, кроме двух маленьких окошек на востоке дома, в спальне. Большие окна, охватывающие весь дом, состоят из стеклянных панелей толщиной ¼ дюйма и высотой более девяти футов. Самые широкие оконные стекла охватывают колоссальные 11 футов между вертикальными двутавровыми балками и расположены на северном и восточном фасадах.

Полированное листовое стекло, которое использовалось в оригинале и ранних заменах, создается путем раскатывания жидкого стекла в однородные листы и полировки их до гладкости. До 1960-х годов это было обычным делом для оконных приложений, особенно для крупных магазинов.

Большие окна можно было сделать только с учетом большого частного участка с множеством деревьев и зелени, которые обеспечивают уединение. Единственные полноценные стены располагаются посредине дома, закрывая ванные комнаты и неприглядные сервисы. Кроме того, дом полностью открыт природе и является настоящим примером минимализма. Кухня включает в себя непрерывную стойку из нержавеющей стали с одной стороны ядра и камин и жилое пространство из дерева primavera с другой стороны.

В 2017 году сотрудники дома Фарнсвортов заметили трещину в одном из окон, которая могла быть вызвана коррозией. После тщательного осмотра было принято решение о замене окна, так как оно создавало угрозу повреждения окружающих его материалов. Только пять из 17 окон все еще являются частью первоначальной конструкции.

Коррозия происходит естественным образом с течением времени, но непредвиденные наводнения ускорили этот процесс. Замена стекла, к сожалению, не совпадает с первоначальным производственным процессом, когда дом был построен. Во многом это связано с изменением технологий и опасениями по поводу безопасности для населения, которые должны были использовать закаленное стекло для замены окон.

Структура

Прямоугольное сооружение расположено идеально параллельно реке. Чтобы подчеркнуть визуальную легкость, Мис решил поднять дом на пять футов и три дюйма над землей, а это означает, что только стальные двутавровые балки физически касались земли, создавая впечатление, будто дом парит над землей.

Это означало, что оконные стойки также должны были использоваться в качестве структурной поддержки плиты перекрытия.

Мис намеревался использовать одну треть плиты пола в качестве веранды под открытым небом, но после завершения строительства дома Фарнсворт установил на веранде бронзовые экраны для уединения. Эти экраны позже были удалены Питером Палумбо, когда он стал владельцем дома.

Вход в дом осуществляется через тонкие, но широкие ступени, которые соединяют землю с построенной конструкцией.

Вход выходит не на улицу, а на реку и находится на солнечной стороне участка. Если смотреть спереди, становится очевидным, что большой клен является центром, вокруг которого был построен дом, еще раз подчеркивая, что архитектура должна быть в гармонии с природой.

Интерьер дома Фарнсворта

Интерьер дома Фарнсвортов выглядит как одна большая открытая комната, окружающая два деревянных блока, в которых находятся кухня, гардеробная, ванные комнаты и камин. Помимо деревянного ядра, здесь нет обозначенных зон, а просто расставленная мебель указывает, где должны выполняться определенные задачи.

Мис предусмотрел карниз для штор по периметру всего интерьера дома Фарнсворт, чтобы шторы во всю высоту обеспечивали уединение, где бы это ни было необходимо, в течение дня и ночи.

Цвета, используемые во всем интерьере Farnsworth House, остаются нейтральными и естественными благодаря деревянному шпону, плитке кремового цвета, белым кухонным шкафам и коричневым или черным предметам мебели. Совсем недавно Музей современного искусства обнародовал рисунки, которые показывают, что Мис указал карнизы на всей открытой планировке, чтобы можно было разделить дом на три отдельные комнаты с помощью занавесок. Однако эти шторы так и не были установлены.

Пока Фарнсворт занимала дом, она отказалась обставлять дом современной мебелью, как того хотела Мис. Вместо этого она выбрала более традиционную и практичную мебель, а также несколько предметов китайского антиквариата. Ее подход к мебели и декору был гораздо более обжитым, чем то, что имел в виду Мис.

После переименования Дома Фарнсворт в Дом Эдит Фарнсворт было решено временно обставить дом посредством выставки под названием «Переосмысление Эдит Фарнсворт» в 2021 году. Дом был обставлен с учетом доктора Эдит Фарнсворт, ее жизни и ее нерассказанные истории. Все это было сделано при попытке отразить эстетику дома 1955 года с помощью старых фотографий. Выставка длилась девять месяцев и включала в себя оригинальные, заимствованные, воспроизведенные и подаренные предметы мебели со ссылками на фотографии того периода.

Также включены личные артефакты Фарнсворта, такие как постельное белье, книги, пепельницы, посуда и так далее. Цель состояла в том, чтобы создать впечатление, что Фарнсворт все еще активно живет там.

С практической точки зрения, в интерьере Farnsworth House действительно отсутствуют предметы первой необходимости, такие как необходимые места для хранения и шкафы, но, честно говоря, первоначально дом предназначался для проживания неполный рабочий день, а не полный. Палумбо приложил усилия, чтобы обставить дом мебелью, разработанной самим Мисом ван дер Роэ.

Материалы

Общая отделка дома бесшовная и очень хорошо сочетается. Непрерывность подчеркивается путем соединения балок с боковыми сторонами плит перекрытия и крыши вместо соединения этих элементов традиционным способом путем размещения плит непосредственно на верхней части балок.

Мис позаботился о том, чтобы не было следов жестких соединений, креплений и столярных изделий. Все края были отшлифованы и смешаны, чтобы создать ощущение непрерывности и гладкости, которое ему было нужно.

Все стальные элементы были окрашены в белый цвет, который прекрасно контрастирует с зеленью летом, а зимой прекрасно сочетается со снегом. Наряду с другими элементами дизайна Мис применил подход «меньше да лучше» к выбору материалов для внутренней отделки дома.

Использование материалов в доме Фарнсвортов минимально, видимых материалов всего пять.

Эти материалы представляют собой окрашенную в белый цвет сталь, камень, гипс, фанеру и прозрачное стекло. Система подогрева пола покрыта травертиновыми камнями, а центральная твердая основа дома облицована фанерой primavera, которая представляет собой дерево очень насыщенного желтого тона.

Повреждение и восстановление

Поскольку река Фокс находилась всего в нескольких футах от дома, Мис прекрасно понимал опасность наводнения, которое могло произойти. При проектировании высоты дома он принял во внимание максимально возможный уровень наводнения, который он предвидел каждые сто лет. Увы, природа снова показала, что ее нельзя укротить, когда в 1954 году река поднялась на шесть футов выше годовой отметки Миса, и дом был полностью затоплен. Фарнсворт была вынуждена бежать из дома на лодке со своей собакой.

С тех пор дом был под водой еще шесть раз: в 1996, 1997, 2008 годах, дважды в 2013 году и совсем недавно в 2020 году.

Самым сильным из этих наводнений было то, что произошло в 1996 году, когда вода из реки Фокс поднялась до уровня жилого дома. Мебель была перевернута и разрушена водой, а драгоценные произведения искусства уплыли прочь, одно из которых включало шелкографию Энди Уорхола с изображением Элизабет Тейлор.

Наводнение 2008 года было вызвано дождем, вызванным ураганом Айк. Вода поднялась примерно на 18 дюймов над уровнем пола дома. К счастью, ремонтная бригада смогла спасти мебель, подняв ее над водой.

Естественно, наводнение привело к текущему ремонту и множеству непредвиденных расходов на дом. Однако непрактичность дома, казалось, никогда не умаляла того архитектурного чуда, которым он является, с его чистотой и простотой. В настоящее время продолжаются споры о том, следует ли переместить дом на возвышенность на участке или создать систему, позволяющую поднять его выше, если в будущем могут произойти наводнения.