Собор в Трани

Большинство архитектурных стилей, возникая в определенную эпоху, в недрах определенной народности, приобретают впоследствии международное значение. Если в свое время такое международное значение приобрели классические стили: греческий, ренессанс и другие, то есть основание ожидать «международной» роли и от той архитектуры, которая основана на общей всем цивилизованным странам механизации труда, производства, передвижения и пр.

Кроме влияния указанных выше факторов, нетрудно предвидеть, что на архитектурный облик будущих сооружений повлияют социальные мировые сдвиги. Могучая воля всего трудового человечества пожелает отразить себя в монументальных сооружениях.

Касаясь вопроса «истории европейской архитектуры», следует сказать, что начиная с греко-римского зодчества и кончая стилем возрождения, все время происходили смешения одного стиля с другим. Формы греко-римского искусства, сочетаясь различным образом с формами восточного зодчества, создали византийский стиль. Этот последний, в свою очередь, преобразовался впоследствии в так называемый «романский» стиль, а также оказал влияние на русский стиль.

Готика, зародившаяся в недрах германских племен, резко выделяется из всех стилей многими характерными чертами. Дерзкий, смелый творческий дух зодчего добился того, что сумел выявить в грандиозных сооружениях легкость, стремление в высь, несмотря на массивность зданий.

Готика имела распространение по всей Европе, кроме России. Чрезвычайная усложненность этого стиля вызвала реакцию в сторону упрощения строительных форм и в Италии появился стиль Ренессанс. Этот стиль представляет собою в значительной степени повторение архитектурных элементов греко-римского зодчества.

Приобретая постепенно все большую декоративность и обогащаясь различными усложнениями, архитектурные формы Возрождения перешли к новому стилю —барокко. Этот стиль, подобно готике, достиг своего кульминационного пункта и уступил место более спокойным формам стиля империи.