Термы Агриппы были самыми древними общественными банями Рима. Изначально это было частное заведение, позднее добровольно переданное в дар римскому народу. Термы построил Агриппа, зять Августа, в период с 25 по 19 г. до н. э., между Пантеоном и театром Помпея.
Комплекс, занимавший площадь свыше 120 х 80/100 м, имел традиционную структуру большинства древних терм: залы, расположенные неравномерно вокруг круглого центрального зала диаметром 25 м. Известно, что термы украшали многочисленные произведения ис-
В эпоху правления Адриана произошел возврат к классицизму. Однако это был новый стиль, более эклектический, имевший тенденцию к сочетанию греческих и римских образцов.
Расположенный между термами Агриппы и термами Нерона, этот круглый храм был построен Агриппой в 27 г. до н. э. Храм посвящался всем богам, но особенно Марсу и Венере, защитникам рода Юлиев. Адриан внес радикальные изменения, поменяв не только ориентацию
Апоксиомена (атлета, очищающего тело от грязи с помощью лопатки для растирания тела после бани), копия которой 50 г. н. э., к счастью, сохранилась. Западнее находилось Стагнум Агриппы, искусственное озеро, которое, вероятно, использовалось в качестве плавательного бассейна терм и вода в которое поступала из источника Девы.
Сегодня от него сохранилась только часть: круглый каменный зал отреставрированный в эпоху Северов, над которым сейчас проходит виа дель Арко делла Камбелла (дома 9 и 15).
Таким образом, тот, кто проходил через площадь, видел не то, что видно сегодня. Например, он не мог целиком видеть круглые детали в задней части пронаоса, а сам пронаос служил функциональным элементом, соединявшимся с другими портиками. Поэтому внутренняя круглая часть открывалась неожиданно тем, кто приближался к зданию.
Пронаос, который датируется примерно тем же временем, когда Агриппа построил первый храм, имеет фасад с восемью колоннами из серого гранита снаружи и четырьмя в два ряда внутри, образующими неф и три придела. Фронтон украшал орел с короной. В задней части находилось сооружение из необожженного кирпича с двумя боковыми лестницами, ведущими к своду, соединенному с целлой.
Внутрь вели огромные бронзовые двери.
Сама ротонда представляет собой бетонный цилиндр диаметром около 44 м, а купол — сферу, геометрически идеально вписанную в цилиндр. Баланс этих пропорций очень впечатляет. Внутри все поверхности изогнутые, а стена состоит из трех слоев, наложенных друг на друга и отмеченных карнизами.
В основании множество ниш, попеременно круглых и прямоугольных. Центральной экседре предшествуют две колонны; между одной и другой экседрами круглыми и прямоугольными нишами.
Свод украшают концентрические кессоны, которые уменьшаются в размере по мере приближения к центральному круглому отверстию семь ниш, обрамленных небольшими колоннами, поддерживающими типманы, попеременно треугольные и полукруглые.
Второй ордер имеет декоративные окна, обрамленные коринфскими колоннами с пилястрами. Вверху изогнутая поверхность завершается куполом. Купол поддерживает стена толщиной 6 м и конструкция, в которой использованы значительно более легкие материалы, чем вулканический материал купола.
С технической точки зрения памятник представляет собой значительное новшество. На самом деле конструкция может считаться свободно стоящей, полностью покоящейся на базовом кольце и прочных основаниях, тогда как внутренние ниши и арки предназначены в большей степени для распределения нагрузки.
Пантеон сохранился почти нетронутым главным образом благодаря тому, что в 609 г. н. э. был превращен в церковь Санта-Мария-ад- Мартирес, после того как император Фока преподнес здание в дар папе Бонифацию IV.
Септа Юлия, которая в древние времена являлась участком для голосования, представляла собой просторную прямоугольную площадь с портиками (310 х 120 м), расположенную восточнее Пантеона.
Ее строительство начал Цезарь в 54 г. до н. э., а завершил Агриппа в 27 г. до н. э. Пространство было замкнутым («септа» означает «ограда»), и внутреннее пространство делилось на два прохода. Избиратели сдавали свои бюллетени в соответствующие центурии, согласно процедуре, основанной на их экономическом статусе, который также определялся отношением к военной службе и участием в политической жизни.
Принятая во 2 в. до н. э., эта система претерпела массу изменений, направленных главным образом на то, чтобы ослабить отдельного горожанина перед силой политических групп и массами «клиентов», которыми манипулировали крупные олигархи. Позднее септу превратили в площадь с портиками, украшенную статуями, где разместился рынок произведений искусства и антиквариата.