Стеклянный дом Филипа Джонсона

Американский дизайнер, архитектор и критик Филип Джонсон считается основоположником «интернационального стиля» в Америке. Джонсон предложил отказаться от национально-культурных особенностей и исторического декора в архитектуре в пользу прямых линий, чистых геометрических форм и светлых и гладких поверхностей.

Архитектор был учеником Людвига Миса ван дер Роэ и Марселя Брейера. После окончания Гарварда в 1930 году Джонсон основал Департамент архитектуры и дизайна в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Его более поздние работы во многом повлияли на формирование архитектурного постмодернизма.

КАК ДОМ СПРОЕКТИРОВАН

Знаменитый Стеклянный дом находится в Новом Ханаане, американском городе в штате Коннектикут. Это первое здание, которое архитектор построил на приобретенной земле в 49 акров. Помимо дома на территории расположены еще 14 построек – в том числе гостевой дом, картинная галерея и павильон скульптур. Джонсон работал над ними 50 лет, экспериментируя и развивая свой архитектурный подход. Стеклянный дом стал поворотным моментом в карьере архитектора. Здание было признано иконой современной архитектуры.

Считается, что дом Джонсона появился в результате спора с Людвигом Мис ван дер Роэ. Архитекторы договорились, что каждый будет строить дом полностью из стекла. Джонсон выполнил работу быстрее, но многое позаимствовал у своего немецкого коллеги. Хотя оба здания стали культовыми, знак оригинальности обычно остается за Мисом ван дер Роэ.

В своей работе над зданием Джонсон объединил множество тенденций и подходов, популярных в разные периоды истории искусства. Стилистически The Glass House представляет собой смесь интернационального стиля, кубизма, древнегреческой архитектуры, романтизма, английской садовой эстетики и асимметрии 19 века.

Джонсон посещал свою резиденцию каждые выходные. Но это место предназначалось не только для мирного отдыха. Архитектор часто собирал здесь гостей и устраивал вечеринки. Сюда приезжали его знаменитые друзья: Энди Уорхол, Фрэнк Стелла, Роберт Стерн. Мерс Каннингем проводил там свои выступления, а The Velvet Underground давали концерты.

ЗДАНИЕ СНАРУЖИ

Стеклянный дом Джонсона представляет собой прямоугольный параллелепипед длиной 17 метров, шириной 10 метров и высотой три метра. Симметрию и обособленность дома нарушает только объемный цилиндр из кирпичей, вырывающийся сквозь верхнюю поверхность фигуры.

Черные стальные колонны и балки, составляющие каркас здания, прочно удерживают стеклянные стены на месте. Железный каркас немного приподнят над землей и покоится на невысоком гранитном фундаменте.

Здание расположено на небольшом холме с видом на лесистую местность, которой славится Новый Ханаан. Джонсон любил говорить о своем проекте в первую очередь как о ландшафтном дизайне, а не об архитектурном произведении. Стеклянные стены отражают космическое пространство, а само здание сливается с окружающей средой.

С другой стороны дома находится тщательно продуманный природный ландшафт, дань уважения английскому парку 18-го века. Дом окружает изогнутая холмистая местность с аккуратно ухоженным газоном, деревьями и гранитными дорожками.

Напротив Стеклянного дома находится другое здание, соединенное с ним узкой дорожкой – Кирпичный дом. Оба здания были спроектированы одновременно, и Джонсон говорил о них как о частях одной композиции. Дома противостоят друг другу: небольшое кирпичное строение выглядит замкнутым и тяжеловесным по сравнению с прозрачным и легким Стеклянным Домом.

ИНТЕРЬЕР

Изнутри дом напоминает однокомнатное помещение открытой планировки, сдержанно обставленное предметами интерьера. Несмотря на отсутствие стен, внутреннее пространство здания разделено на функциональные зоны. Джонсон назвал их комнатами. В доме есть кухня, столовая, гостиная, спальня, ванная комната, камин и прихожая.

Чтобы четко разделить дом на сектора, Джонсону нужно было с большой точностью расположить элементы интерьера. Для зонирования комнаты он использовал ореховые блоки и шкафы. Чтобы определить пространство гостиной, архитектор расстелил большой ковер, на который поставил прозрачный стол и несколько кожаных кушеток, спроектированных Мисом ван дер Роэ. Внутри цилиндрической колонны находится ванная, а со стороны гостиной в нее встроен камин. За ванной, в уединении от остального пространства, находится спальня. Он также отделен рядом шкафов.

Такая строгая организация внутреннего пространства здания контрастирует с изменчивым природным ландшафтом. Джонсон любил говорить, что лесной пейзаж — это очень дорогие обои на стенах его дома. Сквозь стекло можно увидеть сад вокруг здания и широкие леса, раскинувшиеся под холмом.

У стены рядом с камином стоял французский художник XVII века Николя Пуссен «Пейзаж с похоронами Фокиона». Напротив полотна находилась скульптура польско-американского художника и скульптора Эли Надельмана. Он изготовлен из папье-маше на гипсовой арматуре с внутренними бамбуковыми подпорками. Обе работы были выбраны для дома Джонсона Альфредом Х. Барром-младшим, директор Нью-Йоркского музея современного искусства.

Стеклянный дом Филипа Джонсона, построенный на вершине холма, лаконичен, прост и «прозрачен». В процессе строительства использовались три основных материала:

Стекло: стенами дома служат огромные 5,5-метровые стеклянные плиты. С одной стороны, они защищают находящихся внутри от капризов погоды, а с другой – создают особое единение с природой, которое выражается даже в переплетении отражений интерьера и пейзажа на стекле.

Сталь: для каркаса архитектор использовал прочную сталь, окрашенную в черный цвет, благодаря чему здание визуально выделяется на фоне ландшафта.

Брик: Джонсон решил использовать его после поездки в Польшу и сделал одним из важных элементов дизайна. Цилиндр сделан из кирпича, нарочито выступая даже над крышей и перекрытиями. С одной стороны кирпичного цилиндра автор предусмотрел вход в санузел, а с другой красивый камин. Кирпичный пол имеет продуманный рисунок, исключающий даже визуальное разделение помещения и улицы.

В отличие от дома Фарнсвортов, здесь двери расположены с каждой стороны здания ровно по центру стен, но не все они предназначены для входа, скорее, они служат для проветривания. Благодаря отсутствию внутренних перегородок Стеклянный дом площадью 166,6 кв.м светлый и просторный.

Что касается вариантов использования, то из-за стеклянных стен все было как на ладони, но это не мешало использовать его как место встречи гостей, а также как офис. Чтобы подчеркнуть прозрачную легкость здания, Джонсон построил рядом кирпичный гостевой дом — массивное, прочное сооружение.

В 1997 году Стеклянный дом был признан Национальным историческим памятником США, а в 2005 году, после смерти архитектора Филипа Джонсона, перешел под защиту Национального треста сохранения исторического наследия. Сейчас в доме проводят экскурсии.