Начат в 1094 или 1098 г. после канонизации местного святого. Стоит на берегу Адриатического моря. Поскольку под всем зданием находится обширнейшая крипта, оно как бы приподнято над уровнем прилегающей площади, и к порталу ведет широкая двухвсходная лестница на арке.
Собор — трехнефпая базилика с невыступающим из очертаний плана трансептом и тремя необыкновенно высокими и мощными полуцилиндрами апсид. Подобную центральной апсиде трудно найти по всей Италии.
Главному фасаду придана над цоколем глухая аркада на колонках, среди которой арка портала выделяется лишь величиной и повышением архивольта. Остальное — простая стена с немногими окнами. Окно-розу, как и розы трансепта, датируют 13 в.; у окна под этой розой — сложный наличник. На «звериных» консолях по две, одна впереди другой, колонки, а на них — снова звери, тогда как откосы и архивольт покрыты резьбой.
Боковые фасады — с вытянутыми неширокими аркадами- лоджиями. Этот мотив, только плоскостной и в двойном подразделении, применён и на рукавах трансепта. Восточный фасад с апсидами декора не имеет, кроме карниза и наличника центрального окна (похож на тот, что под розой).
Николай Трат родам из Греции. С детства был пилигримом, непрерывно певшим гимн «Господи, помилуй». Скончался в 1094 г.
Примыкающая к юго-западному углу здания кампани- ла в основании прорезана проходом — аркой. Выше она горизонталями-тягами подразделяется на пять ярусов, причем число пролетов увеличивается по высоте с двух до шести (влияние колоколен Равенны).
Внутри крестовые своды поддерживают пары колонн, развернутые против продольной оси базилики. Над аркадами выведен трифорий. Имеется крипта, где похоронен святой, по которому названы храм и город.