Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

В 1089, через два года после перенесения в Бари мощей св. Николая17, началось возведение церкви, хранительницы этой реликвии. Документом 1103 г. упоминается как уже построенная. Однако еще какое-то время (примерно до 1123) велись работы по окончанию и отделке, а освящение произошло лишь в 1197 г.

Трехнефная базилика из камня-известняка с трансептом и тремя апсидами. Трансепт выявлен объемно, но не выходит за линии продольных фасадов. Апснды скрыты за стеной, не выступая наружу (в этом усматривается воздействие некоторых храмов Византии).

К углам западного фасада асимметрично примыкают две четырехгранные башни. Левая, так называемая византийская, разбита на два яруса и внизу прорезана аркой. Правая, именуемая норманнской, выше и с пролетами (она служила колокольней)18. Фланкирование спереди башнями крайне редко для Италии и перекликается с романской архитектурой Нормандии (Франция).

Сам этот фасад разделен на три части. Вертикали членений своеобразны: на колонны как бы поставлены лопатки — лизены. Порталов три, причем над боковыми возведены двойные арочки, вписанные в одну большую. Точки соединения арочек не вполне совпадают с осями дверей. Центральный портал — с колоннами на нехарактерных для христианского искусства изваяниях быков, которые, в свою очередь, стоят на консольных выступах.

Верхние части стен гладкие, за исключением мелкой подкарнизной аркатуры. Скупо прорезанные окна составляют целостную ритмическую композицию. Вначале идут три простых арочных, далее — двойные, вытянутых пропорций (две в среднем членении и по одному в боковых, где они уменьшены и сдвинуты соответственно к левому и правому лизенам). Еще выше одно двойное, а над ним, в щипце — круглое.

На северном и южном фасадах — по пять глубоких арок между пристенными столбами. Каждой такой арке соответствует группа из шести проемов идущей сверху галереи. Северный фасад сохранил портал с колоннами и львами, дополненными богатой резьбой. В частности, над капителями изображена уборка урожая, а на внутреннем архивольте — военные действия.

Внутри храма ряды колонн, чьи капители — яркий пример средневековой трактовки коринфских (удлиненные стебли, чашечки с листьями в несколько орнаментализи- рованиом виде). Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, центральный — деревянным потолком, декорация которого — позднейшая (барокко). После землетрясения 1456 г. в этом нефе возведены арки: три широкие, на уровне эмпор и трехпролетная, в преддверии хора, что укрепило конструкции и усилило пространственный эффект.

Мощи св. Николая покоятся в крипте, где колонны изобилуют интереснейшими капителями в виде зверей и птиц.