Находится на рыночной площади, где был древнеримский форум. Точно не датируется. От первоначальной постройки, вероятно, предроманского периода, осталась крипта, чьи окна с обрамлениями растительным орнаментом сохранились под апсидой существующего храма. Он относится, по-видимому, к 12 в. (в девятнадцатом столетии имели место некоторые достройки и искажения).

Трехнефная базилика с трансептом, над южным рукавом которого поставлена кампанила.

Передний фасад   до уровня боковых нефов представляет собой семь высоких арок на колоннах (по краям — пилястры). Эта аркада как бы наложена на гладкую стену с тремя прямоугольными дверными проемами. Центральная арка шире остальных и, заключая в себе главный вход, наделена над ним рельефом и карнизом, выше которого — особый резной архивольт на консолях, снабженных головами львов. В тимпане ее небольшая роза, тогда как тимпаны боковых арок заполнены ромбическими углублениями, знакомыми нам по пизанским постройкам.

Верхняя часть фасада во многом аналогична местному собору Сан Мартин. Снова аркатуры на невероятно варьируемых в смысле обработки их стволов и капителей колонках, дополненных инкрустацией: реальные, реже фантастические (вроде некоего Пегаса с рыбьим хвостом; рис. 88) животные и птицы, всадники. Однако, поскольку здесь фасад получил полное завершение, над крышей базилики возвышается подобие двухъ-ярусного щипца, вмещающего еще два ряда аркатур и венчаемого статуями св. Михаила   и трубящих ангелов. Интересно, что в предпоследнем ярусе за колонками прорезана роза, которая «просвечивает» в стенке.

Оформление боковых фасадов является как бы продолжением главного с той разницей, что вверху, в соответствии с высотой нефа, лишь один ряд аркатуры, а украшенность значительно скромнее.

Внутри выделяются помещенные в трансепте распятие — произведение местной школы 12 в. и живописные работы Филиппино Липпи.

По низу той же передней стены выведены в несколько длинных фризов фантастические звери и резные орнаменты. Однако лучше рельефное убранство сохранилось в порталах, ныне расчищенных. Уже любой из откосов здесь украшен либо вертикалями упругих стеблей с листьями, либо узорами из листьев покрупнее. А на сан Микеле в Павии ряде уступов идут друг над другом сказочные животные и птицы, перемежаясь кое-где с человеческими фигурками.

На стыках с арками завершения, чьи архивольты столь же богато орнаментированы, изображения всего насыщеннее. Тут русалки соседствуют с невероятными нагромождениями масок. Драконы, змеи, сидящие на собственных хвостах монстры кошачьей породы — с хищником, вставшим на задние лапы и готовым растерзать человека, у которого под ногами — чья-то маска.

Впрочем, встречаются и фигурки святых в молитвенной позе. Они же, в укрупненном масштабе, как бы стоят на портальных арках. Выделяется архангел Михаил, которому посвящен храм. Ногами он попирает дракона. Поза подчеркнуто фронтальна, крылья же, внизу «гофрированные», выше похожи на кроны деревьев.

На продольных фасадах интересны торцы трансепта, где между широкими контрфорсами, выступающими по краям, идут тонкие колонки. По оси над большим окном прорезано маленькое двойное, а боковым членением придано по одному круглому. Апсида оформлена вверху галереей-аркатурой.

Основная часть интерьера   напоминает Сан Амброджо в Милане: чередование столбов и колонн, связанная система Крестовых СВОДОВ. Но благодаря значительному повышению среднего нефа в нём здесь удалось сделать окна. Трансепт перекрыт полуциркульным сводом. В смысле оформления замечательнее всего крипта, особенно капители ее колонн, содержащие переработанные на средневековый лад мотивы пальметок и акантовых стеблей, к которым местами добавлена голова совы.

Церковь Сан Микеле в Лукке
Церковь Сан Микеле в Лукке

Область на юго-востоке Италии (на «каблуке» итальянского «сапога»), омываемая Адриатическим морем. В отличие от Ломбардии, Эмилии-Романьи, Тосканы, долго удерживалась Византией, а в середине 11 в. была завоёвана норманнами, не имела независимых городов-коммун. Через неё, прежде чем переправиться на Балканский полуостров, двигались крестоносцы, тут же проходили паломнические пути. Поэтому в Апулии закономерны всевозможные влияния — как из других итальянских областей, так и извне Италии.

Например, центральный неф монастырской церкви Оньисанти в Валентано (11 в.) перекрыт идущими один за другим тремя куполами на парусах, что сближает его не только с византийскими, но и с южнофранцузскими памятниками (соборы в Кагоре и Ангулеме). Правда, в отличие от них, снаружи купола скрыты пологими шатрами на квадратных основаниях. Зато собор в Каноссе (конец 11 в.) имеет пять полусферических куполов, образующих крест (ср. собор Сан Марко в Венеции).

Местное зодчество испытывало и воздействие Тосканы, куда ездили апулийские строители. Результатом явился фасад собора в Трое (начат в 1093, рис. 90). «Слепая» аркада со вставками-ромбами близко напоминает Пизу, будучи впоследствии обогащена изящным окном-розой в окружении мраморной облицовки.

Тем не менее Апулия сумела выработать бесспорные самобытные черты, наиболее выраженные в соборе Сан Сабина и церкви Сан Никола в Бари, соборах в Трани, Битонто (после 1175), Руво (12-13 вв.). Основным материалом являлся местный камень-плитняк. Боковые фасады разрабатывались в виде высоких аркад, над которыми устраивались подобия трифориев. В целом же — свойственный норманнам лаконизм, дополненный подчеркнуто крутыми сводами кровель. Особенно это выражено в Руво, где строгая гладь передней стены оттеняет пластическую выразительность портала. В последнем знакомые нам колонны на спинах львов еще несут и каких-то фантастических животных.

Епископ города МирыЛикий- ской в Малой Азии (306-337), участник Вселенского собора в Никее 325 г. Прославился чудесами и милосердием, хотя исторически достоверно лишь спасение им от казни трех невинно осужденных. Считался покровителем мореплавателей и путешественников. Чтимый на Западе святой, однако никогда не был там столь популярен, как в России (его называли даже <русским богом»),

В начале 20 в. в Бари по проекту архитектора А. В. Щусева были выстроены гостиница для русских паломников и храм:

По мнению некоторых зарубежных ученых, обе башни воздвигнуты раньше самого храма: правая как оборонительная, левая как часть строения, принадлежавшего одному византийскому чиновнику [14, с. 16,24[.